Выпуск от 01.03.2019

Выпуск №: 17 (17600)

Дата выхода: 1 марта 2019 г.

  Полная версия номера:

  Просмотр  Скачать
№ 17 (17600) от 01.03.2019

Выпуск от 26.02.2019

Выпуск №: 16 (17599)

Дата выхода: 26 февраля 2019 г.

  Полная версия номера:

  Просмотр  Скачать
№ 16 (17599) от 26.02.2019

Выпуск от 22.02.2019

Выпуск №: 15 (17598)

Дата выхода: 22 февраля 2019 г.

  Полная версия номера:

  Просмотр  Скачать
№ 15 (17598) от 22.02.2019

Выпуск от 19.02.2019

Выпуск №: 14 (17597)

Дата выхода: 19 февраля 2019 г.

  Полная версия номера:

  Просмотр  Скачать
№ 14 (17597) от 19.02.2019

Выпуск от 15.02.2019

Выпуск №: 13 (17596)

Дата выхода: 15 февраля 2019 г.

  Полная версия номера:

  Просмотр  Скачать
№ 13 (17596) от 15.02.2019
+7 (84463) 2-05-33
+7 (84463) 2-01-83
priziv9@yandex.ru
Сейчас на сайте: 25 посетителей

На сталинградской земле был совершён ещё один подвиг

Опубликовано: 10 февраля 2019 207
Оцените материал
(0 голосов)

Ведь это надо же было так подгадать! На симпатичной часовенке, притулившейся на недалёком холме, ударили в колокола как раз в тот момент, когда огроменные ворота шлюза №1 Волго-Донского канала начали приоткрываться. Получился просто праздник какой-то: выход танкера на речной простор матушки-Волги под звон колоколов. 

Жаль только название у танкера оказалось сугубо прозаическим: «Волгонефть». Да ещё с номером 105, что совсем прибивало остатки романтики, если она и была. И само судно со ржавыми потёками на палубе, с истёртыми поручнями напоминало пресловутое корыто, отбитое у пушкинской бабки. Причём, она не очень-то и сопротивлялась. 

Вот перед танкером шлюзовался красавец-сухогруз, так то – да! Чистенький, будто умытый, оснастка сияет, всякие причиндалы, даже – гальюн, обозначены иноземными буквами. Одно имя чего стоит: «Блэквуд»! То есть «Чёрный лес». Сразу повеяло читанным в детстве: просоленный ветрами рулевой крутит штурвал, одноглазый шкипер отдаёт команды матросам, с ловкостью обезьян взлетающим на ванты, с вершины мачты благим матом орёт попугай… 

Наваждение снимает кормовая надпись, где под загадочным именем сухогруза стоит вполне прозаические наименование порта прописки: Таганрог. Ну, какие уж в Таганроге пираты? 

А, если серьёзно, работа шлюзов впечатляет полной мерой. От судоводителей здесь требуется незаурядное профессиональное мастерство. Зазор между бортом корабля и бетонной стенкой канала составляет каких-нибудь 20 сантиметров. Но корабли идут уверенно, будто по широкой морской гавани. 

Ещё более поражает воображение машинерия. Подумать только – всё это оборудование, позволяющее кораблям проходить из Волги в Дон чуть больше 100 километров и обратно через сложнейшую систему 13 шлюзов, осталось со времён открытия Волго-Донского судоходного канала практически неизменным. То есть, 66 лет! И действует! Разве что, в схему теперь вписаны компьютеры, управляющие всем сценарием выверенного действия шлюзов. 

Именно здесь, на шлюзе №1, 66 лет назад, проходил настоящий праздник открытия канала. Он был назначен на 14 часов 27 июля 1952 года, но сталинградцы целыми толпами начали занимать места с утра. Сохранились газетные отчёты. В них, конечно, много места занимают обязательные лозунги, фразеологизмы, здравицы, славящие вождей персонально и всю коммунистическую партию чохом. Но даже и сквозь идеологическую пену проступают искренний восторг и изумление людей перед тем, что свершили они сами.

 
  

Проект канала, соединяющего две великие реки ведёт своё начало ещё со времён Петра Первого. Это он затеивал громадное строительство с великой пользой для экономики державы Российской. Тогда не получилось. Перед войной, по личной инициативе Сталина, проект был взят в разработку. В 1948 году начались работы на канале. Ведь подумать только – три года как закончилась самая разрушительная в истории человечества война, но страна, наиболее пострадавшая в ней, начинает титанический проект. Руководил его воплощением знаменитый гидростроитель Станислав Жук. Гигантское строительство было завершено в 4 года! Таких темпов история ещё не знала. Панамский канал, например, сравнимый с Волго-Доном по объёму произведённых работ, строился 29 лет!
 


Из русла нашего канала было вынуто и перемещено 152 млн. кубометров земли, уложено 3 миллиона кубометров бетона. На стройке работало 326 экскаваторов (причём, впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, производившие бестранспортную разработку земли), 900 скреперов, 300 бульдозеров, свыше 4 тысяч автомашин. В строительстве было занято более 700 тысяч человек. В том числе, военнопленные и заключённые, которым ударный труд засчитывался в срок. После окончания 26 тысяч человек получили волю.
 


31 мая 1952 года в канале встретились воды Волги и Дона. И это тоже был огромный праздник. Гремела музыка, звенели песни, люди бежали по дну канала и ладонями переносили воду из сближающихся потоков.
 
     

По безбрежной российской равнине, 
Богатырской походкой пройдя, 
В новом русле встречаются ныне 
Волга с Доном, по воле вождя. 

На равнине встречаются реки. 
Сердце к сердцу стремится в любви, 
Волга к Дону простёрла навеки 
Изумрудные волны свои. 



И наступило 27 июля. Теплоход «Иосиф Сталин» подошёл к воротам шлюза №1, воды подняли его на 11 метров, он вошёл в канал. Открытие судоходства несколько дней описывали все газеты Советского Союза, не жалея самых высоких эпитетов. Что было оправдано и справедливо. На сталинградской земле был совершён ещё один подвиг – трудовой.
 


В 90-х годах прошлого века канал переживал, можно сказать, свою смерть. К счастью, оказавшуюся клинической. Он выжил и сегодня чувствует себя уверенно. Дай Бог, не сглазить. 

Немного о технических параметрах. Волго-Донской судоходный канал берёт своё начало на Волге в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается на Дону у города Калач-на-Дону. 

По характеру и рельефу местности канал делится на три участка: Волжский склон протяжённостью 25 км, водораздел — 21 км и Донской склон — 55 км. 

На Волжском склоне 88-метровый подъем до водораздела преодолевается 9-ю шлюзами. Далее канал, прорезая глубокую выемку водораздела, входит в Варваровское водохранилище (водораздельный бьеф). От водораздела по Береславскому и Карповскому водохранилищам 4 шлюзами идёт 44-метровый спуск к Дону. 

Из общей протяжённости канала, 45 км проходит по водохранилищам (Варваровское, Береславское и Карповское). Искусственные участки выполнены в основном в полувыемках – полунасыпях. Ширина судоходных каналов по дну 38 м, при навигационном уровне — по зеркалу воды — 80 м. Гарантированная глубина на канале 3,65м. То есть, те самые марк твен (глубина 12 футов), о которых мы читали с детства в книгах великого американца. Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на Волжском склоне до 20 км на Донском склоне. 

Питание канала водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трёх каскадно расположенных насосных станций каждая мощностью 45 мЗ/с. Вода подаётся в водораздельный бьеф, откуда самотёком поступает на Волжский и Донской склоны на нужды судоходства и орошения. Всего на Волго-Донском судоходном канале построено 96 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 судоходных шлюзов, 18 судоходных каналов, 3 насосные станции, 23 земляные плотины и дамбы, 2 аварийно-ремонтных заграждения. 

Проектная пропускная способность канала 10,5 млн тонн грузов в год при продолжительности навигации 200 суток. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском судоходном канале в последние годы составляет 250 суток. По каналу ежегодно проходят более 7000 судов, грузоподъёмностью до 6 тыс. тонн и перевозится более 12 млн тонн грузов. На весь путь по каналу в зависимости от типа судна затрачивается от 23 до 32 часов. На канале действуют системы оперативной связи, навигационного ограждения судовых ходов. 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: