Операция «Кольцо» (18-23 января) – ПРИЗЫВ

Операция «Кольцо» (18-23 января)

К 18 января 1943 года части пяти советских армий вышли на ближние подступы к Сталинграду. К тому времени кольцо окружения сократилось со 170 до 110 километров. Ситуация со снабжением немцев, в том числе продовольствием, стала критической. Разложение в рядах противника росло, несмотря на все меры запугивания.

Командующему 6-й немецкой армии Фридриху Паулюсу была предложена повторная капитуляция, но по приказу Гитлера ультиматум был отклонён.

Донской фронт отражал непрерывные контратаки противника. Попытка прорвать оборону немецко-фашистских войск успеха не имела.

18 января 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования сообщила маршалу Н.Н. Воронову и командующему Донским фронтом К.К. Рокоссовскому об утверждении плана дальнейших действий по операции «Кольцо». Было решено ликвидировать окружённого врага общим штурмом на всём фронте. Главный удар должна была нанести 21-я армия на Гумрак и посёлок Красный Октябрь, рассекая группировку противника на две части. Войска правового фланга, 65-й армии, взаимодействуя с 21-й армией, должны были продвигаться в направлении Александровка, северная окраина посёлка Красный Октябрь, 24-я армия также наступала с запада. В северо-восточной части района окружения, как и раньше, должны были наступать 62-я и 66-я армии.

Бессмысленность сопротивления становилась все более очевидной для самих окружённых немцев, которые продолжали гибнуть тысячами. Однако, выполняя требования командования, окруженные немецкие войска продолжали упорно удерживать остающуюся у них территорию.

18 января 1943 года советским командованием производилась перегруппировка войск перед решающим наступлением. Однако и в эти дни продолжались тяжёлые кровопролитные бои.

В самом Сталинграде наши бойцы захватили несколько улиц и опорных пунктов противника. Особенно ожесточённые бои происходили у железнодорожного обвода, где враг, опираясь на укрепления, оказывал отчаянное сопротивление. В этот день наши войска уничтожили более двух тысяч немцев и взяли в плен 400 солдат и офицеров противника.

По воспоминаниям К.К. Рокоссовского, в кольце гитлеровцев оказалось значительно больше, чем предполагалось. В начале операции по ликвидации окружённого противника, которая проводилась войсками двух фронтов – Донского и Сталинградского фигурировала цифра 80–85 тысяч человек. Затем стало известно, что после стольких сражений противник насчитывал около 200 тысяч человек.

Из сводки Совинформбюро 19 января 1943 года: «В районе Сталинграда наши войска продолжали истреблять окружённых немецко-фашистских захватчиков. Западнее города наши части продвинулись вперёд и уничтожили 800 гитлеровцев. Взято 329 пленных. Захвачены 9 самолётов, 12 танков и бронемашин, несколько сот автомашин, 244 пулемёта и другие трофеи. В городе наши штурмовые отряды овладели укреплёнными позициями противника».

К 19 января 1943 года положение вражеских войск в районе Сталинграда ухудшилось. Одна из главных причин этого состояла в том, что с продвижением советских войск противник потерял аэродромы и посадочные площадки. Теперь немецкие самолёты вынуждены были летать в основном только ночью, сбрасывая продовольствие, боеприпасы и горючее на парашютах. Система советской воздушной блокады действовала надёжно, и только единичным самолетам врага удавалось долететь до места назначения.

Немецкий генерал Цейтцлер в своих воспоминаниях отмечал: «Обстановка ухудшалась. Основной фронт отодвигался назад. Мы теряли всё больше и больше самолетов».

Чувствуя рост недовольства немецких солдат своим незавидным положением под Сталинградом, к ним обратился главнокомандующий Фридрих Паулюс, который и запугивал подчинённых, и пытался вселить в них надежду: «За последнее время русские неоднократно пытались вступить в переговоры с армией и с подчиненными ей частями. Их цель вполне ясна: путём обещаний в ходе переговоров о сдаче надломить нашу волю к сопротивлению. Мы все знаем, что грозит нам, если армия прекратит сопротивление. Большинство из нас ждёт верная смерть либо от вражеской пули, либо от голода и страданий в позорном сибирском плену. Но одно точно: кто сдастся в плен, тот никогда больше не увидит своих близких. У нас есть только один выход: бороться до последнего патрона, несмотря на усиливающиеся холода и голод. Поэтому всякие попытки вести переговоры следует отклонять, оставлять без ответа и парламентеров прогонять огнём. В остальном мы будем и в дальнейшем твёрдо надеяться на избавление, которое находится уже на пути к нам».

Надежды на деблокировку немецко-фашистских войск из сталинградского котла таяли. Войска Юго-Западного и Южного фронтов преодолевая сопротивление противника вели наступление на Новочеркасском, Батайском, Сальском и других направлениях. Линия фронта от Сталинграда неумолимо отдалялась.

20 января 1943 года Фридрих Паулюс на очередное обращение к командованию получил ответ: «Армии выполнять свою историческую задачу, чтобы своим стойким сопротивлением до последней возможности облегчить создание нового фронта в Ростове и севернее его, а также отвод кавказской группы армий».

В штаб 6-й армии был передан список «дельных и верных присяге офицеров», подлежащих вывозу из котла.

Советские войска под Сталинградом готовились к завершению уничтожения окружённого врага.

21 января 1943 года в полосе 65-й и 24-й советских армий под Сталинградом продолжались напряжённые бои. Северо-западнее города советские части уничтожили 1400 немецких солдат и офицеров. Взято 70 пленных. Захвачены 29 орудий, 35 пулемётов, 15 миномётов, 251 автомашина и другие трофеи. В городе наши штурмовые отряды выбили гитлеровцев из ряда укреплений.

Вот что в тот день передал по телеграфу корреспондент И.Падерин: «Борьба шла упорная, один на один, с глазу на глаз. Здесь, в тесноте дзотов и дотов, нет простора для массированных ударов. Здесь дерутся группами по три-пять человек. Воюют не числом, а умением. На многих уцелевших домах городских окраин уже водружены красные флаги. Воины частей, оборонявших осенью здесь каждый метр, теперь идут вперёд. Недалёк тот день, когда под Сталинградом будет убит последний фашист и город вновь заживёт спокойной жизнью».

Приближение победы под Сталинградом ощущалось во всём.  21 января 1943 года Сталинградский комитет обороны принял постановление о подготовке инструкторов по разминированию городских кварталов. Было принято решение о переводе областных организаций из Николаевки в Сталинград.
22 января 1943 года. Шёл 580-й день войны, 180-й день битвы на Волге. Возобновляется активная стадия по уничтожению окруженного под Сталинградом врага.

На страницах газеты «Сталинградская Правда» читаем: «Н-ская часть, действующая западнее города, выбила противника из сильно укреплённых позиций. Немцы предприняли несколько контратак, но каждый раз отбрасывались назад с большими для них потерями. В этом бою уничтожено более 400 гитлеровцев и подбито 7 немецких танков»; «Пленные солдаты 306 немецкой пехотной дивизии, только в декабре переброшенной из Бельгии на советско-германский фронт, рассказали, что их полк совершенно обескровлен в последних боях. Роты насчитывают по 10-30 человек».

Одним из главных результатов советского наступления 22 января 1943 года стало то, что советские войска заняли аэродром Гумрак, сделав невозможным снабжение окруженной под Сталинградом группировки врага.

23 января 1943 года расстояние между войсками 21‑й и 65‑й армий, наносившимися главный удар по немецко-фашистским войскам под Сталинградом в центре и с запада, и войсками 62‑й армии, продвигавшимися им навстречу от берега Волги с востока, сократилось до 3,5 километра.

Продолжилось активное наступление войск Донского фронта на направлении Городище – Гумрак – южные районы Сталинграда. В самом городе на Волге части 62‑й армии В. И. Чуйкова вышли на западную окраину посёлка Красный Октябрь.

Многие немецкие солдаты и офицеры, сознавая безнадежность дальнейшего сопротивления, выбрасывают белые флаги, а немецкое командование требует от окруженной группировки сражаться до последнего солдата.

Наш корр.

Информация из открытых источников.

Продолжение читайте в следующем

номере нашей газеты.

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх