Программа господдержки предполагает выделение субсидий коллективам народного и фольклорного творчества, ежегодно между ними будет распределяться 100 млн рублей.
На гранты Минкультуры РФ могут рассчитывать вокальные, инструментальные, хореографические или мультижанровые народные коллективы. Мастерская, где делают матрешки или плетут кружева, в этом конкурсе участвовать не может, а вот казачий хор или ансамбль игроков на пастушеском рожке – вполне. Театральные, цирковые или спортивные коллективы тоже могут попробовать свои силы, если в их программе преобладают элементы музыки или танца.
Сами артисты инициативу приветствуют. «Народный жанр – это не два притопа три прихлопа, это наши традиции, наши корни, наш базис», – отмечает заместитель директора по информационному развитию МГАТ «Русская песня», заслуженный работник культуры Республики Крым Сергей Рябов. Отрасль не может развиваться, если нет средств на покупку национальных костюмов или новых музыкальных инструментов.
Многое начало меняться к лучшему в 2022 году, объявленном Годом культурного наследия. В том числе была разработана грантовая система для фольклористов. «Теперь сфера народной культуры расправит плечи на радость всей огромной многонациональной стране», – уверен наш собеседник.
Оператор конкурса – Министерство культуры России. «Призовой фонд» составит 100 млн рублей ежегодно, размер выплат рассчитают индивидуально, исходя из стоимости победивших проектов. Каждый год будут отбирать от 15 до 25 грантополучателей. Они смогут потратить деньги на постановку эстрадных номеров, рекламу, создание и транспортировку декораций, аренду площадок, гастроли, фестивали, командировки, мастер-классы, фольклорные экспедиции и многое другое: главное, чтобы проект был новым, не реализованным ранее. Одному и тому же коллективу грант допустимо предоставлять раз в три года.
Без лишней свистопляски
У «народников» есть время на подготовку к конкурсу. Сведения о проведении конкурсного отбора должны быть опубликованы в интернете не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия федерального бюджета на следующий год. Затем в течение 30 календарных дней можно подать заявку.
«Бюджет на 2024 год будет утвержден в конце этого года, следовательно, тогда же стартует конкурс, – поясняет управляющий партнер Osipov Legal, адвокат Михаил Осипов. – А подписать соглашение о перечислении гранта победители смогут в течение 70 дней с момента подачи заявки».
Многие детали еще будут прописаны в Положении о конкурсе, но ключевые моменты стоит разъяснить заранее.
Основное условие: коллектив минимум из двух участников должен быть зарегистрирован как некоммерческая организация (НКО), у которой уставная цель деятельности – не извлечение дохода, а реализация народных и фольклорных проектов. Сюда можно отнести автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, а также учреждения культуры – муниципальные, бюджетные и автономные.
Коллективы могут быть как профессиональными, так и любительскими. При регистрации НКО подтверждать свои таланты не требуется, поэтому основать такой «коллектив» могут даже соседи по даче, поющие народные песни под рюмочку. Однако эксперты рекомендуют трезво оценивать шансы на победу.
Формально масштаб проекта и команды не играет решающей роли. «Коллектив может быть уже популярным, материально и штатно укомплектованным, а может быть малоизвестным, но уникальным по своему характеру, например, транслировать фольклор коренных малочисленных народов России. Экспертный совет и к тем, и к другим применит одинаковую систему оценки заявок», – отмечает Михаил Осипов.
И все же, одно дело – сельский самодеятельный ансамбль, и совсем другое – государственный академический. Разберемся, кому будет проще соответствовать конкурсным критериям.
Лучше больше, да меньше
Один из критериев – «уровень финансирования за счет средств внебюджетных источников», иначе говоря, собственный вклад в проект. Пока это сформулировано именно как денежное софинансирование.
«На многих грантовых конкурсах разрешено неденежное софинансирование: если у коллектива есть какие-то собственные ресурсы – техника, костюмы и так далее, их можно перевести в денежный эквивалент, – напоминает специалист по социальному проектированию и развитию НКО, социолог Анна Яковлева. – Это повышает вероятность победы команд, у которых нет большой доли внебюджетных средств».
«Уровень материально-технического обеспечения» устойчиво работающих коллективов тоже будет выше, чем у начинающих и небольших.
Кроме того, требуется «наличие квалифицированного художественно-артистического персонала». И тут уже жюри будет пристально вчитываться в предоставленную заявителем информацию об уровне образования, поощрениях и наградах, опыте и компетенциях сотрудников НКО. «Разрешено привлекать в команду других специалистов, например, на основании договоров ГПХ, но у начинающего коллектива меньше таких возможностей, чем у старого и заслуженного», – поясняет эксперт.
И «ожидаемый социально-культурный эффект» для широкой аудитории с большей вероятностью может обеспечить крупный коллектив с серьезными возможностями, нежели семейный оркестр.
Впрочем, Положение о конкурсе способно подкорректировать ситуацию. Например, в него могут быть введены грантовые категории, как у Президентского фонда культурных инициатив, который разграничил гранты на маленькие – для начинающих организаций, и большие – для устойчиво работающих.
Средства оправдывают цель
Новые гранты позволят практически полностью обеспечить весь творческий процесс. Отдельная интрига – пункт «иные расходы, связанные с реализацией творческого проекта», на которые разрешается пустить не более 5% процентов суммы гранта.
«Это траты, которые прямо не перечислены в правительственной программе, например, на юридические и бухгалтерские услуги, услуги по подбору персонала для массовки и иные виды услуг, работ, закупок с той только целью, чтобы они были необходимы для реализации творческого проекта, – поясняет адвокат Михаил Осипов. – В этой части Правительство РФ не предполагает для участника конкурса каких-либо иных ограничений».
Действительно, по закону не так много ограничений, на которые запрещено тратить грантовые деньги. В их перечень входит приобретение недвижимости (включая земельные участки), капитальное строительство новых зданий, покупка табачных изделий, алкоголя и предметов роскоши, спонсирование политических партий, проведение митингов, погашение задолженности организации и уплата штрафов. И, разумеется, вещи, не связанные непосредственно с реализацией проекта.
«В заявке нужно убедить экспертов, что ваше пение будет действительно знакомить аудиторию с культурным наследием, духовно-нравственными ценностями и так далее. Скорее всего, такой проект не пройдет по наличию ресурсов и всего остального, но, тем не менее, если вы докажете, что петь надо именно под рюмочку и это часть национальной культуры, то сырье для самогонки можно аргументированно подать как целевой расход», – смеется социолог Анна Яковлева.
Есть еще несколько неписаных правил. «В любых расходах не должно быть излишков, то есть все они должны быть осуществлены по средним рыночным ценам. Не следует покупать самый дорогой на рынке товар, это повлечет много вопросов со стороны проверяющих и могут быть негативные последствия, – подчеркивает Михаил Осипов. – К примеру, замена работающего смартфона на новый и более дорогой, либо полет на гастроли не эконом, а бизнес-классом уже выходит за рамки целевого расхода».
При этом если смартфон сломался, то новый приобрести можно, пусть даже последней модели. Он ведь нужен для коммуникации с коллективом.
Без права на ошибку
Грант – дело подотчетное. Отчет надо будет предоставлять в Минкультуры РФ ежеквартально, да и само ведомство получит право контролировать реализацию проекта на любых этапах.
«Претендентам на получение гранта нужно реально оценивать свои силы, как в материальном, так и в организационном плане, – предупреждает Михаил Осипов. – Если в итоге проект не будет соответствовать заявленным параметрам, деньги придется вернуть».
Одна из распространенных ошибок новичков – желание немного занизить смету, чтобы выиграть. «Если вы победите, и у вас, например, на бумаге бюджет будет на треть меньше, чем он реально нужен, то вы окажетесь в непростой ситуации, – предостерегает Анна Яковлева. – Потому что доводить проект до ума все равно надо, а грантовых ресурсов не хватит, и придется привлекать какие-то сторонние финансы, а это всегда риск».
Эксперт рекомендует предъявлять в заявке реальный бюджет и играть не на демпинге, а на том, что у коллектива объективно посчитаны расходы на проект и за эти расходы он готов показать хороший результат.