Это трудное слово «прости» – ПРИЗЫВ

Это трудное слово «прости»

В этом году 27 февраля у православных христиан начинается Великий пост. И по тысячелетней традиции, ему предваряет Прощенное воскресенье.

В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Христиане примиряются друг с другом, чтобы с чистым сердцем, не отягощенным обидой и злобой на ближнего, начать поститься «постом приятным, благоугодным Господу».  Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души.  И поэтому Прощеное воскресенье служит некой проверкой — готов ли верующий к серьезной работе над собой.

«Прости» — такое короткое слово, но как трудно порой нам его произнести. А еще труднее бывает простить. Простить по-настоящему, так, чтобы не осталось на душе ни тени обиды. Прощение — это центральный пункт нашего спасения. Святые отцы православной Церкви в один голос говорят: ни пост, ни молитва, ни какие-то другие духовные упражнения не помогут тебе, если ты не простил. Не будет тебе никакой пользы от этого. Даже можешь не трудиться. Бог не примет твоего поста, твоих молитв. Но важно не только уметь прощать, нужно обязательно и самим просить прощения у тех, кого мы обижаем, признавать свои грехи перед ближними.

Простить бывает очень трудно – и это важная правда. Годами и десятилетиями порой не получается, и это при условии, что человек очень хочет простить, сам страдает от своей обиды, не желает ее в себе, а она все равно не уходит.

Что мешает нам прощать? Гордыня, проявляющаяся в том, что мы считаем: я не нуждаюсь в том, чтобы прощать кого-то или получать от кого-то прощение, и могу прекрасно прожить и без этого. И уныние, приводящее к отсутствию веры, доверия к жизни, к Богу, к другому человеку – а без этого прощать и получать прощение не получится.

Но не нужно отчаиваться. Бог нам эту способность — прощать — дал. Он не стал бы требовать от нас того, что мы не можем. Но нужно просить Его дать нам эту любовь в себе почувствовать. Мы же не знаем, когда наступит конец нашей земной жизни. Можно ведь и не успеть простить. Главное, чтобы наше устремление было в сторону желания простить. И в простоте сердечной своего израненного сердца нужно молить: «Господи, мне тяжело это простить, даруй мне это прощение!». И это обязательно однажды произойдет. Когда это случится, человек даже не будет понимать, как это произошло. Вот только что был этот тяжелый камень на сердце, и вдруг его не стало. И сердце снова стало живым, дышащим, теплым, любящим, открытым. Это действительно чудо.

Из этого следует, что прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой. Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.

Накануне Великого поста Церковь нам напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. А для того, чтобы научиться, поступать так не раз в году, в Прощеное воскресенье, которое лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая.

Почему Великий пост начинается с Прощеного воскресенья и с воспоминания об изгнании Адама из рая? Потому что в этом эпизоде человеческой истории заключены суть и значение акта признания своей ошибки. Попросил бы прощения Адам у Бога за свой проступок, остался бы в раю. Но Адам вместо этого скрылся от Создателя между деревьями рая. Не прося прощения, мы сами себя изгоняем из рая. А когда просим прощения, возвращаемся в него.

Александр Игнатов,

катехизатор храма свт. Николая Архиепископа Мирликийского, Чудотворца.

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх