Стало доброй традицией в нашем городе проведение конкурса «Ученик года», организатором которого является средняя школа № 7. Конкурс этого года пятый по счету – юбилейный. Его участниками стали 10 юношей и девушек: Цыканова Анастасия ( МКОУ СШ №1), Андрющенко Амина (МКОУ СШ № 2), Сукачев Артем (МКОУ СШ № 5), Кузьмичёва Екатерина (МКОУ СШ № 7), Чикачёв Семен (МКОУ СШ № 7), Сухоручкина Вероника (МКОУ СШ № 10), Шаталов Илья (МКОУ СШ № 11), Макарова Надежда (Отрадненская СШ), Косяк Юлия (Сидорская СШ), Капитанов Дмитрий (Безымянская СШ).
Каждый конкурс имел определенную тематическую направленность. Перед участниками юбилейного конкурса была поставлена непростая задача: доказать и членам жюри и всем, присутствующим в зале гостям и самим себе, что они действительно имеют право занимать лидирующую позицию.
И тема конкурса «Я – лидер. Я – наставник» выбрана не случайно. 2023 год объявлен Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным годом педагога и наставника. В ученическом сообществе наставничество практикуется по модели «ученик-ученик», то есть один ученик помогает другому ученику. И не только ученику. Ведь в помощи может нуждаться кто угодно.
Кандидат на звание «Ученик года» является лидером в своем учебном заведении, а значит, и наставником. То есть – это ученик, обладающий сформированным комплексом личностных качеств: уверенность в себе, трудолюбие, коммуникабельность, толерантность, ответственность, высокие достижения в учебе, в творческой деятельности, социальный интеллект, большое желание помогать другим.
Конкурс, как всегда, проходил в три этапа. Первый, «интеллектуальный марафон», давал возможность ребятам продемонстрировать предметные знания.
Второй этап – это рассказ о себе, презентация своих достижений в различных областях деятельности как в школьном сообществе, так и на других площадках. Своими яркими, очень убедительными, разнообразными по форме подачи материала выступлениями кандидаты отстаивали право называться лидерами. Ведь все они упорно овладевают знаниями, успевают на «хорошо» и «отлично», защищают честь своего учебного заведения во Всероссийской олимпиаде школьников, на спортивных площадках города, региона, России. В свои 16 лет каждый из них уже достиг определенных высот, чем-то знаменит. Андрющенко Амина – активный участник Всероссийского движения «Юнармия», призер конкурса «Большая перемена». Сукачев Артем увлечен волонтерской деятельностью, награжден золотым значком «ГТО». Макарова Надя – призер региональных олимпийских игр «Высшая проба». Сухоручкина Ника – победитель регионального конкурса лучших практик в сфере добровольчества. Чикачёв Семен возглавляет отряд «Юных инспекторов дорожного движения», участвует в работе школьного волонтерского «Содружества активной молодежи». Цыканова Настя – очень артистичная натура, увлекается музыкой, поэзией. Шаталов Илья – наставник для младшеклассников, помогает им в Точке роста осваивать премудрости игры в шахматы. Капитанов Дмитрий увлекается боевыми казачьими искусствами, абсолютный победитель региональных состязаний «Вольная Медведица» и призер региональных состязаний по джигитовке. Косяк Юлия возглавляет в своей школе детское самоуправление. Кузьмичёва Екатерина – дважды финалист конкурса «Большая перемена», Первых Просветительских игр, Всероссийских конкурсов «Моя страна – моя Россия», «Лидер 21 века».
Перед членами жюри стояла очень нелегкая задача. Но в финальный тур из десяти прошли 7 кандидатов. Третий тур – деловая игра, в процессе которой делался акцент на выявление пяти основных лидерских качеств: проактивность, внутренняя целостность, целеустремленность, ответственность, коммуникативность. Тема игры этого года: «Наставничество: лучшее из прошлого, которое работает на будущее». Форма проведения – путешествие на машине времени. И первым пунктом назначения стало прошлое. Наставничество – старейший метод передачи опыта, знаний, умений, навыков. Основные задачи деятельности наставника пытались определить ученые и философы от античных времен до современности. Участникам конкурса было предложено познакомиться со знаменитыми цитатами, высказываниями, принципами педагогической деятельности Константина Дмитриевича Ушинского – родоначальника научного подхода в российской педагогике, выбрать наиболее близкое по духу и ответить на вопросы: «О чем высказывание? Почему Вы согласны с этим утверждением? Какой важный вывод содержится в нем?»
Второе испытание вернуло конкурсантов в современную реальность. Им было предложено спроектировать образ современного наставника, отразив его самые важные качества.
Третье задание – посмотреть фрагменты из фильма «Честное пионерское» и предложить свое решение проблемной ситуации – как спасти собаку, исполняя заранее заданную роль.
Итоговое задание – за 5 минут создать свой проект волонтерской акции и провести презентацию.
Хочется отметить, что всех участников деловой игры отличали лидерские качества, навыки работы с проектами, умение грамотно излагать свои мысли, убедительно отстаивать свою позицию.
По итогам трех туров конкурса победителем стала ученица школы № 10 Сухоручкина Вероника. Ученики школы № 7 Кузьмичева Екатерина (2 место) и Чикачев Семён (3 место) стали призёрами конкурса.
Заключительным аккордом пятого юбилейного конкурса «Ученик года – 2023» стало «путешествие в будущее» – конкурсантам было предложено написать свои пожелания, наставления участникам 10го юбилейного конкурса «Ученик года – 2028». Организаторы создали капсулу времени, которую будущие конкурсанты вскроют через 5 лет!
О.А. Иванова, зам. директора по воспитательной работе средней школы № 7