«Учитель! Слово-то какое!..» – ПРИЗЫВ

«Учитель! Слово-то какое!..»

Все мы родом из детства, а детство – это школа. А школа – это любимый учитель. У кого из нас его не было! Учитель отдавал нам свою любовь и частичку своего сердца, гордился нашими победами, старался вложить в нас только самое лучшее, а для кого­то  определил дальнейший жизненный и профессиональный путь.

В настоящее время отношение общества к профессии «Учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена,  всё больше прослеживается тенденция к снижению роли и значения учителя в современной жизни. Но ведь общеизвестно, что процветание страны напрямую зависит от образованности её граждан, а качество образования напрямую зависит от педагога.

Константин Дмитриевич Ушинский – основатель русской педагогики, 200­летие которого мы отмечаем в этом году, говорил, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Задачей учителя является не только обогащение своих учеников сведениями о культуре,  истории, науке, но и помощь ребёнку в обретении себя самого, формирование отношения к миру, другим культурам. 

2023 год объявлен Президентом Годом педагога и наставника, и это замечательная возможность, чтобы привлечь внимание общества к труду учителя, который отдаёт своё время и силы подрастающему поколению, нашему будущему, вносит колоссальный вклад в успех и достижения всей нашей страны.

Президент поставил задачу сделать профессию педагога модной и востребованной, а для этого необходимо организовать раннюю профориентацию старшеклассников на педагогические профессии.

Такие проблемы современного образования, как старение педагогического коллектива образовательных учреждений, возросшие требования к подготовке педагогических кадров, ставят проблему ранней ориентации школьников на педагогическую профессию на одно из первых мест.  Это  необходимо для того, чтобы мотивационная готовность выбора педагогической профессии формировалась  ещё в школьном возрасте.

Организация на базе учебных заведений педагогических классов в этой ситуации поможет определиться старшеклассникам с выбором будущей профессии педагога, которая, на мой взгляд, является самой важной профессией на Земле и должна стать самой востребованной и престижной.

В нашей стране есть уже опыт организации педагогических классов, но, к сожалению, в своё время они оказались невостребованными. Для того, чтобы не повторить предшествующую практику, в 2021 году Академия Минпросвещения России организовала обсуждение всеми регионами нашей страны проекта Концепции профильных психолого­педагогических классов, в котором участвовали и педагоги Центра детского творчества. В ходе обсуждения проходили встречи по проблемным вопросам с преподавателями Волгоградского, Ярославского педуниверситетов, наши педагоги были участниками Всероссийской конференции для педагогов­кураторов педагогических классов.

Опыт работы педагогического класса в Центре детского творчества всего четыре года, но уже сегодня выстроена чёткая система взаимодействия с Волгоградским государственным социально­педагогическим университетом и Михайловским профессионально­педагогическим колледжем. На данный момент из 20 выпускников 11 человек поступили в педагогические вузы и педагогические колледжи. В 2023 году 7 выпускников нашего педкласса с большой вероятностью станут студентами Волгоградского государственного социально­педагогического университета, так как, осваивая двухгодичную программу, выполняя задания и участвуя в педагогических пробах, у наших учащихся есть уникальная возможность получить до 10 дополнительных баллов при поступлении в ВГСПУ.

Обучение педклассовцев осуществляется силами профессорско­преподавательского состава университета и педагогами Центра детского творчества. Программа психолого­педагогического класса рассчитана на два года обучения (9­10 или 10­11 классы) и предполагает освоение на платформе ВГСПУ онлайн­курса по педагогике и психологии и проведение на этой основе очного занятия с педагогом­наставником Центра детского творчества один раз в неделю. Куратором психолого­педагогического класса и преподавателем педагогики является кандидат педагогических наук, директор МОУ ДО ЦДТ Л.Г. Мониава, преподавателем психологии ­ педагог первой квалификационной категории МОУ ДО ЦДТ Л.И. Карпухина. В психолого­педагогическом классе ВГСПУ учащиеся знакомятся с особенностями работы педагога, в увлекательной форме получают базовые психолого­педагогические знания.

Поскольку педагогический класс организован на базе учреждения дополнительного образования – Центра детского творчества, то необходимо использовать ценность системы дополнительного образования, которая проявляется в том, что оно позволяет осуществлять практико­ориентированный подход. Ведь будущим педагогам важно знать  не только психологию и педагогику, но и развивать свой интеллект, формировать  научное мировоззрение, развивать коммуникативные, организаторские, лидерские качества, ораторское мастерство, определиться в предметной сфере будущей педагогической деятельности. Для формирования этих качеств в Центре детского творчества осуществляется приобщение учащихся педагогического класса к новым формам учебной деятельности (педагогический КВН, педагогические ассамблеи, педагогические олимпиады), к поисково­исследовательской и волонтёрской деятельности. Осуществляются различного рода мероприятия и занятия социально­гуманитарной, естественно­научной и художественной направленности по программам «Основы тимбилдинга», «PRO­химию», «PRO­биологию», «Секреты русского языка», «Лингва», «Классическая живопись», «Станция Актёр».

Учащиеся второго года обучения индивидуально или в группах готовят экологический, социальный и патриотический проекты, которые обязательно реализуются с учащимися младших и средних классов в качестве педагогических проб.

В педагогический класс дети приходят с разным настроем: кто-­то имеет сильную мотивацию для того, чтобы в будущем стать педагогом, кого­-то заинтересовали родители, а кто­-то сомневается в выборе специальности, но желает попробовать себя в педагогической деятельности. Наша задача – создать условия и дать им возможность выбрать профессию осознанно, развить педагогическую одарённость на довузовской ступени, исключить ошибочность принятия решения. Поэтому некоторые ребята занимаются 2­3 месяца и понимают, что это совсем не то, чем бы они хотели заниматься всю жизнь. И это тоже хороший результат, это исключает ту ситуацию, когда человек займёт чьё­-то бюджетное место в вузе, потратит своё время и только после получения диплома поймёт, что выбрал не ту профессию, и в итоге не будет работать по специальности.  А есть дети, которые, обучаясь в педклассе, твёрдо определяются с профессией, но им для этого необходимо развить в себе определённые качества.

Мы очень надеемся, что большая часть учащихся педагогической группы выберут для дальнейшего обучения специальности, связанные с педагогической деятельностью, и через 3­5 лет пополнят ряды педагогических кадров, и  профессия учителя приобретёт престижный статус.

Приглашаем в сентябре 2023 года учащихся  9­10 классов в наш педагогический класс.

Л.Г. Мониава, директор ЦДТ.

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх