Все мы родом из детства, а детство – это школа. А школа – это любимый учитель. У кого из нас его не было! Учитель отдавал нам свою любовь и частичку своего сердца, гордился нашими победами, старался вложить в нас только самое лучшее, а для когото определил дальнейший жизненный и профессиональный путь.
В настоящее время отношение общества к профессии «Учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена, всё больше прослеживается тенденция к снижению роли и значения учителя в современной жизни. Но ведь общеизвестно, что процветание страны напрямую зависит от образованности её граждан, а качество образования напрямую зависит от педагога.
Константин Дмитриевич Ушинский – основатель русской педагогики, 200летие которого мы отмечаем в этом году, говорил, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Задачей учителя является не только обогащение своих учеников сведениями о культуре, истории, науке, но и помощь ребёнку в обретении себя самого, формирование отношения к миру, другим культурам.
2023 год объявлен Президентом Годом педагога и наставника, и это замечательная возможность, чтобы привлечь внимание общества к труду учителя, который отдаёт своё время и силы подрастающему поколению, нашему будущему, вносит колоссальный вклад в успех и достижения всей нашей страны.
Президент поставил задачу сделать профессию педагога модной и востребованной, а для этого необходимо организовать раннюю профориентацию старшеклассников на педагогические профессии.
Такие проблемы современного образования, как старение педагогического коллектива образовательных учреждений, возросшие требования к подготовке педагогических кадров, ставят проблему ранней ориентации школьников на педагогическую профессию на одно из первых мест. Это необходимо для того, чтобы мотивационная готовность выбора педагогической профессии формировалась ещё в школьном возрасте.
Организация на базе учебных заведений педагогических классов в этой ситуации поможет определиться старшеклассникам с выбором будущей профессии педагога, которая, на мой взгляд, является самой важной профессией на Земле и должна стать самой востребованной и престижной.
В нашей стране есть уже опыт организации педагогических классов, но, к сожалению, в своё время они оказались невостребованными. Для того, чтобы не повторить предшествующую практику, в 2021 году Академия Минпросвещения России организовала обсуждение всеми регионами нашей страны проекта Концепции профильных психологопедагогических классов, в котором участвовали и педагоги Центра детского творчества. В ходе обсуждения проходили встречи по проблемным вопросам с преподавателями Волгоградского, Ярославского педуниверситетов, наши педагоги были участниками Всероссийской конференции для педагоговкураторов педагогических классов.
Опыт работы педагогического класса в Центре детского творчества всего четыре года, но уже сегодня выстроена чёткая система взаимодействия с Волгоградским государственным социальнопедагогическим университетом и Михайловским профессиональнопедагогическим колледжем. На данный момент из 20 выпускников 11 человек поступили в педагогические вузы и педагогические колледжи. В 2023 году 7 выпускников нашего педкласса с большой вероятностью станут студентами Волгоградского государственного социальнопедагогического университета, так как, осваивая двухгодичную программу, выполняя задания и участвуя в педагогических пробах, у наших учащихся есть уникальная возможность получить до 10 дополнительных баллов при поступлении в ВГСПУ.
Обучение педклассовцев осуществляется силами профессорскопреподавательского состава университета и педагогами Центра детского творчества. Программа психологопедагогического класса рассчитана на два года обучения (910 или 1011 классы) и предполагает освоение на платформе ВГСПУ онлайнкурса по педагогике и психологии и проведение на этой основе очного занятия с педагогомнаставником Центра детского творчества один раз в неделю. Куратором психологопедагогического класса и преподавателем педагогики является кандидат педагогических наук, директор МОУ ДО ЦДТ Л.Г. Мониава, преподавателем психологии педагог первой квалификационной категории МОУ ДО ЦДТ Л.И. Карпухина. В психологопедагогическом классе ВГСПУ учащиеся знакомятся с особенностями работы педагога, в увлекательной форме получают базовые психологопедагогические знания.
Поскольку педагогический класс организован на базе учреждения дополнительного образования – Центра детского творчества, то необходимо использовать ценность системы дополнительного образования, которая проявляется в том, что оно позволяет осуществлять практикоориентированный подход. Ведь будущим педагогам важно знать не только психологию и педагогику, но и развивать свой интеллект, формировать научное мировоззрение, развивать коммуникативные, организаторские, лидерские качества, ораторское мастерство, определиться в предметной сфере будущей педагогической деятельности. Для формирования этих качеств в Центре детского творчества осуществляется приобщение учащихся педагогического класса к новым формам учебной деятельности (педагогический КВН, педагогические ассамблеи, педагогические олимпиады), к поисковоисследовательской и волонтёрской деятельности. Осуществляются различного рода мероприятия и занятия социальногуманитарной, естественнонаучной и художественной направленности по программам «Основы тимбилдинга», «PROхимию», «PROбиологию», «Секреты русского языка», «Лингва», «Классическая живопись», «Станция Актёр».
Учащиеся второго года обучения индивидуально или в группах готовят экологический, социальный и патриотический проекты, которые обязательно реализуются с учащимися младших и средних классов в качестве педагогических проб.
В педагогический класс дети приходят с разным настроем: кто-то имеет сильную мотивацию для того, чтобы в будущем стать педагогом, кого-то заинтересовали родители, а кто-то сомневается в выборе специальности, но желает попробовать себя в педагогической деятельности. Наша задача – создать условия и дать им возможность выбрать профессию осознанно, развить педагогическую одарённость на довузовской ступени, исключить ошибочность принятия решения. Поэтому некоторые ребята занимаются 23 месяца и понимают, что это совсем не то, чем бы они хотели заниматься всю жизнь. И это тоже хороший результат, это исключает ту ситуацию, когда человек займёт чьё-то бюджетное место в вузе, потратит своё время и только после получения диплома поймёт, что выбрал не ту профессию, и в итоге не будет работать по специальности. А есть дети, которые, обучаясь в педклассе, твёрдо определяются с профессией, но им для этого необходимо развить в себе определённые качества.
Мы очень надеемся, что большая часть учащихся педагогической группы выберут для дальнейшего обучения специальности, связанные с педагогической деятельностью, и через 35 лет пополнят ряды педагогических кадров, и профессия учителя приобретёт престижный статус.
Приглашаем в сентябре 2023 года учащихся 910 классов в наш педагогический класс.
Л.Г. Мониава, директор ЦДТ.