Постановлением губернатора Волгоградской области от 05.04.2023 № 168 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых при расчёте субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» введены новые повышенные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее – ССЖКУ) в Волгоградской области. Эти стандарты пересмотрены губернатором в связи с изменением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Что даёт повышение ССЖКУ? Начнем с того, что региональные ССЖКУ используются при расчёте субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидия). Субсидия – государственная компенсация расходов на ЖКУ гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные, исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных ССЖКУ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. От величины ССЖКУ напрямую зависит размер субсидии.
Разберёмся на примере: одинокий пенсионер со среднедушевым доходом 12742,22 руб. (что выше прожиточного минимума по данной социально-демографической группе по Волгоградской области – 10660 руб.) проживает по договору найма в частном жилом фонде в многоквартирном доме (отопление оплачивается только в отопительный период – общедомовой прибор учёта) при стандарте от 24.10.2022 Постановление № 642 в размере 6218,42 руб. мог рассчитывать на субсидию в размере 3415,13 руб. в месяцы отопительного периода при условии расходов на оплату ЖКУ в размере равном или большем, чем назначенная сумма субсидии. По постановлению губернатора Волгоградской области от 05.04.2023 № 168 ССЖКУ увеличился на 331,43 руб. и составил 6549,85 руб. Значит с момента вступления в силу Постановления (опубликовано 07.04.2023) при условиях проживания и доходах, описанных выше, размер субсидии составит 3746,56 руб. Кроме того, данное Постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 декабря 2022 г., что влечет за собой обязанность уполномоченного органа (в нашем муниципалитете это отдел жилищных субсидий администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области) произвести перерасчет размера субсидии с декабря 2022 года и выплатить получателям разницу за 4 месяца (если в эти месяцы – с декабря 2022 г. по март 2023 г. – гражданин являлся получателем субсидии).
Мы разобрали только один пример из множества вариантов: по категории жилого помещения, по праву собственности или пользования, по количественному и социально-демографическому составу семьи, по отопительному/неотапливаемому периоду, по проживанию членов семьи совместно или по разным адресам, по размеру доходов семьи или одинокого гражданина и т.д. Все эти факторы влияют на размер субсидии и на право получения этой социальной поддержки от государства. Расчёт субсидии для каждой семьи индивидуален.
Просим обратить внимание: ССЖКУ в примере рассматривался по городскому округу город Михайловка (см. таблицы ниже), так как для каждого муниципалитета Волгоградской области ССЖКУ рассчитывается комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области индивидуально.
Некоторые стандарты распространяют свое действие в течение 6 месяцев – отопительных и 6 месяцев – неотапливаемых. Стандарты серьёзно различаются. Так, по Приложению № 2 для пользователей жилыми помещениями (многоквартирные) стандарт на одиноко проживающего гражданина в отопительный период составляет 6549,85 руб., а в неотапливаемый – 3632,18 руб. Как это отличие повлияет на размер субсидии получателя?
Разберёмся на примере:
1. Расчёт субсидии в отопительный период на одиноко проживающего пенсионера, проживающего по договору найма в частном жилом фонде в многоквартирном доме (отопление оплачивается только в отопительный период): 6549,85 руб. (ССЖКУ по условиям проживания на 01.04.2023) – 22% (максимально допустимая доля расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Во) * 12742,22 руб. (среднедушевой доход гражданина выше прожиточного минимума по социально-демографической группе по Во 10660, 00 руб.) = 3746,56 руб.
2. Расчёт субсидии в неотапливаемый период на того же одиноко проживающего пенсионера, проживающего по договору найма в частном жилом фонде в многоквартирном доме (отопление оплачивается только в отопительный период): 3632,18 руб. (ССЖКУ по условиям проживания на 01.04.2023) – 22% (максимально допустимая доля расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Во) * 12742,22 руб. (среднедушевой доход гражданина выше прожиточного минимума по социально-демографической группе по Во 10660, 00 руб.) = 828,89 руб.
Делаем вывод по рассмотренному примеру: в отопительный период субсидия выше, в неотапливаемый – ниже.
Исключение составляют случаи предоставления субсидии, где по категории жилого помещения ССЖКУ один и тот же в течение года (в таблицах они тоже отражены). Так, если бы одиноко проживающий пенсионер прописался и заключил договор найма в частном жилом фонде в многоквартирном доме , где за отопление платят не по счетчику, а круглый год, то расчет его субсидии был бы: 5091,02 руб. (ССЖКУ по условиям проживания на круглый год) – 22% (максимально допустимая доля расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Во) * 12742,22 руб. (среднедушевой доход гражданина выше прожиточного минимума по социально-демографической группе по Во 10660, 00 руб.) = 2287,73 руб. (размер субсидии круглый год).
Обращаем ваше внимание: приведённые примеры актуальны на период действия постановления от 05.04.2023 № 168, то есть, при изменении стандартов в дальнейшем, размер субсидии подлежит перерасчёту.