Агентство стратегических инициатив (АСИ) и группа компаний Б1 выпустили исследование об ожиданиях россиян от внутреннего туризма «Российский внутренний туризм – 2023: новые горизонты». Опрос показал, как меняется отношение людей к отдыху внутри страны, как бизнес адаптируется под запросы туристов, а также эффективны ли, по мнению предпринимателей, меры государственной и региональной поддержки. Исследование проводилось в марте-апреле 2023 года, в нем приняли участие порядка трех тысяч человек, в том числе 232 представителя компаний из индустрии туризма и гостеприимства.
Согласно исследованию, уровень туристического сервиса в России
и удовлетворенность им потребителей в последние годы растут. Большинство участвовавших в опросе (77 %) указали, что с удовольствием путешествовали по России в прошлом и продолжают делать это сейчас. Лишь 3 % респондентов категорически не нравится отдых в России, и они предпочитают проводить отпуск за рубежом. Сам бизнес активнее ориентируется на запросы и интересы именно граждан России: 94 % предпринимателей, оказывающих услуги в этой сфере, сообщили, что их клиентами до 2022 года были
в основном жители страны (48 %) или только жители страны (46 %).
Для большинства опрошенных остается приоритетным направлением отдыха и в этом году: здесь планируют провести отпуск 66 % респондентов. При этом в 2023 году Москва и Санкт-Петербург перестанут быть безусловными лидерами в этой сфере, и многие регионы окажутся более интересными как туристические направления. Наиболее привлекательным местом для отдыха
в этом году признан Кавказ – его указали 47 % респондентов. Кроме того, повышается интерес россиян к Крыму (46 %) и регионам Дальнего Востока
(38 %). Растет популярность Русского Севера, Карелии, Сибири и Арктики.
«Мы соотнесли актуальные спрос и предложение, проследили изменения, которые произошли в туристической отрасли и сознании туриста за 2022 год, определили предпочтения и ожидания россиян от предстоящего отдыха,
а также оценили их удовлетворенность уже оказанными услугами. Исследование показало, что большинство россиян считает свой родной регион туристически привлекательным, 77 % респондентов любят путешествовать по стране и узнавать ее. Это важный показатель для предпринимателей, работающих в сфере туризма, не менее половины из которых, согласно исследованию, планируют и дальше развивать свой бизнес, а треть рассчитывает его расширить», – рассказала директор дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Захарова.
По словам партнера группы компаний Б1, руководителя направления по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям Ольги Архангельской, изменившаяся политическая и экономическая ситуация потребовала
от туристической сферы дополнительной адаптации.
«События последних нескольких лет оказали на отрасль негативное влияние, однако при этом следует признать, что международные ограничения могут дать импульс для роста внутреннего туристического рынка России и его дальнейшего развития. Как показало наше исследование, с одной стороны, популярность внутреннего туризма среди россиян находится на достаточно высоком уровне, а с другой – бизнес, связанный с туризмом, планирует дальнейшие инвестиции для расширения количества услуг и повышения их качества», – отметила Ольга Архангельская.
Ссылка на полную версию исследования «Российский внутренний туризм – 2023: новые горизонты» https://asi.ru/library/vnutrenniy-turizm/195469/.