Подвиг – это не обязательно под танк с гранатой или в одиночку во вражеский тыл, как мы привыкли видеть в фильмах про войну. Работа на линии боевого соприкосновения – это тоже подвиг. А иначе и не назовешь состояние повседневного смертельного риска, беззаветной самоотдачи, запредельных тягот и лишений, которые являются неизменными спутниками участвующих в специальной военной операции защитников Отечества.
«Ну, бог войны, давай без передышки!»
Находящиеся в зоне СВО волгоградцы – не важно, кадровые они военнослужащие, мобилизованные граждане или добровольцы – каждое мгновение совершают подвиг. За нас, ради нас, для нас.
Впрочем, сами они свою боевую работу героической не считают. Просто понимают – нам всем нужна победа. И она будет добыта, чего бы это ни стоило.
Пули и снаряды, мины и ракеты бьют по неприятельским опорным пунктам, местам дислокации личного состава, колоннам и складам. Какие-то из этих целей находятся в тыловых районах, другие приближены к линии боевого соприкосновения, а многие и вовсе расположены на передовой.
Есть в арсенале Российской армии гиперзвуковые «Цирконы» и крылатые «Калибры», высокоточные «Кинжалы» и «Искандеры», управляемые «Краснополи».
Все это регулярно применяется для решения серьезных задач. И все же гвозди в гроб украинского нацистского режима изо дня в день вбиваются обычным вооружением. В том числе и проверенными временем артиллерийскими системами.
Самоходная артиллерийская установка 2С3М – из их числа. «Акация» одинаково эффективно поражает живую силу противника и его технику, корежит ракетные установки, сокрушает артиллерийские и минометные батареи, «разбирает» опорные пункты и пункты управления.
– Противник у нас один, а вот цели, действительно, разные, – рассказывает командир гаубичной самоходно-артиллерийской батареи камышинского мотострелкового полка гвардии капитан с позывным «Камыш». – Мы в один день можем работать и по «опорнику», поддерживая наших продвигающихся вперед штурмовиков, и по скапливающейся живой силе противника, срывая его планы контратаковать, и по выявленным позициям с различной техникой.
Офицер нисколько не преувеличивает. Модернизированная советская артиллерийская установка, действительно, может многое. Это подтверждает практика. В арсенале побед самоходчиков множество славных эпизодов. В том числе контрбатарейная борьба с противником.
Привет от «Акации»
Действующая под Донецком артбатарея успела отправить на «тот свет» не только штатную артиллерийскую технику ВСУ, но и их западное пополнение: «Крабы» – польские самоходные артустановки, «Паладины» (САУ М109), буксируемые гаубицы М777 американского производства и многое другое.
В один из дней точным ударом с первого же снаряда на удалении 19,5 км был подбит зенитный ракетный комплекс на гусеничном ходу. Не удалось точно идентифицировать эту натовскую «гуманитарную помощь» «Незалежной», но то, что после «горячего привета» от «Акации» ЗРК приказал долго жить – подтвердил объективный контроль с квадрокоптера.
Увы, но подобный успех не гарантирует долгого затишья. Уничтоженная техника и вооружение, как правило, тут же заменяются другим оружием.
После уничтожения «зенитки» у наших артиллеристов новая «головная боль» – периодически выскакивающая на «передок» и беспокоящая наших парней украинская САУ 2С1 «Гвоздика». Ее возможности «поскромней», чем у «западных коллег», поэтому из глубины бить не получится – приходится приближаться к линии боевого соприкосновения.
– Ничего, – успокаивает гвардии капитан «Камыш». – Скоро ее обязательно поймаем. Это уже дело чести.
«Череп» бьет без промаха
И все же основные цели расчета САУ – это не техника, а укрепления на переднем крае обороны противника. Обустроенные по всем правилам фортификационной науки опорные пункты – это не только препятствия на пути наших войск, но и постоянная опасность для личного состава, вооружения и техники.
Ведь находящиеся на линии боевого соприкосновения подразделения противника регулярно проявляют активность. Помешать этому могут наши самоходчики – они бьют издалека.
В этот раз до цели 11 км, но гвардии младшего сержанта «Черепа» это не смущает. Его позывной подтверждает, что соображает контрактник хорошо и быстро. Короткая подготовка – и вот уже орудие поднимает вверх свой ствол и отправляет в сторону укронацистов 152 мм снаряд.
– Чтобы «разобрать» вражеский «опорник», в среднем требуется 5 снарядов, – комментирует «Череп», боец из Волгоградской области, который считается опытным артиллеристом. – Попадаем мы, как правило, с первого раза, но укрытия у врага в несколько накатов. Поэтому большая удача, если можно ограничиться одним выстрелом.
Штатная должность «Черепа» – механик-водитель, но обстановка потребовала, чтобы он стал командиром орудия. В боевых условиях он с самого начала СВО.
Как и его земляки из Волгоградской области, сначала сражался на Херсонском направлении, был представлен к ордену Мужества, потом бил супостата под Донецком.
Самоходчики выработали свою методу, как работать по разнохарактерным целям. По скоплению живой силы противника лучше применять скоростной огневой налет в несколько снарядов.
Не намного больше боеприпасов потребуется и для уничтожения минометной секции. Однако здесь необходимо действовать без спешки. Огневую позицию противник оборудует так, чтобы при «ответке» с нашей стороны укрыться в стороне от вооружения.
Соответственно, произведя пристрелочный выстрел, следует сделать паузу, давая расчету вернуться на огневую позицию. И уже после этого гарантированно уничтожать и миномет, и минометчиков.
Артиллеристы «Молодой» и «Кузя»
На позициях вместе с опытным «Черепом» работают мобилизованные бойцы с позывными «Молодой» и «Кузя». Оба призывались в сентябре 2022 года из Волгоградской области.
– После мобилизации нас первым делом на несколько недель отправили в учебный центр, там проводилась первая подготовка к предстоящим боевым действиям, – поясняет номер расчета гвардии младший сержант «Кузя». – Хотя, честно говоря, основные знания и навыки современного боя мы получили уже в зоне СВО. Теперь вот воюем не хуже тех, кто прослужил в артиллерии многие годы.
То, что парни славно воюют, подтверждает и командир батареи. За время спецоперации под его началом были разные категории военнослужащих: контрактники, добровольцы, мобилизованные.
Последние отличаются особой мотивированностью: поскорей довести начатое до конца и с победой вернуться домой.
Нам всем нужна победа
О победе мечтают и профессиональные военнослужащие. Гвардии рядовой «Молодой» после начала мобилизации заключил контракт.
Подобный опыт у него уже был, так что раздумывал он недолго. Будет ли он и после победы строить военную карьеру – говорить пока рано. Но сегодня старший наводчик «Акации» в самой гуще событий.
– От артиллерии и сегодня очень многое зависит на поле боя, – говорит «Молодой». – Супер-пупер оружие – оно ведь где-то. А мы рядом. Поэтому часто пехота адресует нам слова благодарности. Мол, спасибо, боги войны!
Так было и после того, как штурмовики камышинского полка после долгих пробуксовок смогли, наконец, взять несколько опорных пунктов, грамотно оборудованных противником в развалинах животноводческого комплекса.
Укрытия боевиков были под толстенной бетонной плитой, поэтому «выкурить» находящихся там ВСУшников долгое время не получалось.
Но по назначенным целям в районе «зверинца», как прозвали наши парни это препятствие на пути к победе, не переставала бить полковая артиллерия. И добилась своего. Или, правильнее сказать, добила противника. А штурмовики довели дело до конца.
– Противник постоянно огрызался в нашу сторону, в том числе и на наши огневые позиции то и дело прилетало, – поясняет командир батареи «Камыш». – С началом обстрела укрывались в оборудованных укрытиях. А технику спасали защитные решетки, которые мы сами изготовили и установили на самоходку. Они неоднократно выдерживали не только сбросы с «квадриков», но и прямое попадание кумулятивных снарядов, выпущенных из той же настырной вражеской САУ «Гвоздики».
Наша САУ «Акация» – не самое дальнобойное орудие. Поэтому самоходчикам то и дело приходится «выкатываться» практически на «передок». Рискованно, зато эффективно. Вот так парни и работают: не считаясь с риском, презирая смерть и мечтая поскорей одолеть супостата.
Погибшим героям посвящается
Когда этот материал Юрия Бородина уже был готов, пришло горькое известие: гвардии младший сержант «Череп» погиб.
Во время очередного обстрела из американской реактивной системы залпового огня HIMARS он был не в укрытии. Полученные военнослужащим ранения оказались несовместимыми с жизнью.
Врачи ростовского и московского госпиталей делали все возможное, проводя операцию за операцией, но организм не выдержал. Жителя Камышинского района гвардии младшего сержанта Сергея Перепечина (позывной «Череп») похоронили на малой родине.
Дороги войны – особенные дороги. На них часто пересекаются судьбы тех, кто в обычной жизни никогда бы и не встретился.
– Даже если вы земляки, да и жили через пару кварталов друг от друга, – говорит военкор Юрий Бородин. – Такой у меня была встреча с гвардии рядовым Николаем Шевченко, которого я знал под позывным «Север».
На нештатном полигоне под Донецком он вместе с другими мобилизованными в волгоградский мотострелковый полк 20-й дивизии военнослужащими осваивал непростую науку побеждать.
– Подчеркну, не просто воевать, а именно побеждать, ведь Николай был уверен, что мы победим. Он хвалил своих опытных инструкторов, рассказывал, что вместе с сослуживцами оттачивает взаимодействие на поле боя, много стреляет, изучает тактику работы в наступлении, – говорит Юрий Бородин.
Жителя Красноармейского района Волгограда нисколько не тревожило, что он попал в штурмовое подразделение. Напротив, он гордился, что оказался не просто на линии боевого соприкосновения, а именно на передовой – на очень важном и сложном Марьинском направлении.
– Победа будет за нами в любом случае. Мы дойдем до нее! – уверенно подытожил он короткий разговор, занявший не более пары минут. Дефицит времени ограничивал общение с прессой.
Кто же мог тогда знать, что пройдет не больше двух месяцев и «Север» погибнет.
– У кромки импровизированного тактического поля мне виделась совсем иная картина,– говорит военкор. – После победы мы случайно встретимся где-нибудь на набережной Волги, узнаем друг друга, обнимемся. И понесутся воспоминания.
Горько, но этого никогда не случится. Хотя друзья всегда будут помнить земляка – в темных очках, с изображающим гитару значком и тремя автоматными патронами на бронежилете.
– Он вселял уверенность, что про победу – это не для красного словца, – говорит Юрий Бородин. – «Север», мы обязательно дойдем до победы, и в нашем участвующем в параде воинстве обязательно будешь и ты.
Военкор Юрий Бородин посвятил стихотворение гвардии рядовому Николаю Шевченко (позывной «Север»), гвардии младшему сержанту Сергею Перепечину (позывной «Череп») и другим героям своих репортажей, которые отдали жизни, защищая наше Отечество.
Это своего рода «третий тост» в память о тех, кто до конца остался верен присяге, чувству долга, преданности Родине и боевому братству.
***
Меня подвел фотоаппарат –
Со шторкой что-то иль со вспышкой.
Его я видел час назад –
Во время малой передышки.
Смеялся он и говорил,
Что здесь не страшно относительно,
А фотокарточку просил
Отправить в Волгоград – родителям.
Внезапный бой – ушел их взвод,
Я не успел спросить, как звать,
А парни шли, как есть, вперед,
Не зная – жить иль умирать.
Перед «высоткой» взвод залег –
Свинцом бросок их захлебнулся,
Атаке парень тот помог,
Вперед с гранатой он рванулся.
Взяла пехота высоту,
А он лежал чуть-чуть в сторонке.
Мне не забыть картину ту –
Его несут через «зеленку»,
Он даже не закрыл глаза,
И словно час назад смеется,
От крови слиплись волоса,
А так лишь тронь слегка – очнется.
Меня подвел фотоаппарат –
Со шторкой что-то иль со вспышкой,
Мой снимок не оставил жить
Погибшего в бою мальчишку.
Юрий Бородин. Фото и видео: Юрий Бородин, Алексей Алтухов, Екатерина Алтухова, Андрей Евдокимов.