Колледжу родному, педагогам – слава!

Гавриил Алексеевич Давыдов родился в деревне Курносовка Саратовской губернии. С раннего детства он мечтал стать учителем. Способный и трудолюбивый мальчик был гордостью местной школы. В 1920 году, ещё не имея специального образования, Гавриил Алексеевич стал учить грамоте сельских ребятишек деревень Курносовка и Арсентьевка, а по вечерам в крестьянской избе, приспособленной под школу,  вёл занятия со взрослыми. Людно было и на квартире учителя. Сюда, на огонёк, частенько заходили земляки. При свете керосиновой лампы шли разговоры о строительстве новой, социалистической деревни. Гавриил Алексеевич читал для гостей произведения Пушкина и Некрасова. Общительный, жизнерадостный человек, он стал любимым учителем крестьянской детворы и первым другом и советчиком для их родителей.

В 1932 году  Гавриил Алексеевич Давыдов окончил заочное отделение педагогического института. Через год он приехал в слободу Михайловку и пришел работать  в педагогическое училище. Все свои знания и богатый опыт Гавриил Алексеевич отдавал благородному и ответственному делу – воспитанию молодых учителей.

Связь с жизнью, умение использовать личные наблюдения студентов, вести свои объяснения предмета от знакомого и близкого учащимся к незнакомому и новому – такова была линия уроков Гавриила Алексеевича Давыдова.

Г.А. Давыдов много времени уделял общественной работе. Вместе со студентами он принимал участие в различных районных мероприятиях, трудился на закладке Калининской государственной лесополосы, работал  на колхозных полях.

В Михайловском педагогическом училище Гавриил Алексеевич руководил работой краеведческого кружка. Ребята изучали историю родного края, записывали рассказы старожилов о днях минувших. Из экспедиций краеведы привозили образцы полезных ископаемых, гербарии представителей флоры нашего региона.

За  многолетний добросовестный труд в деле воспитания и образования молодежи Гавриил Алексеевич Давыдов был награжден значком «Отличник народного просвещения». В 1946 году ему присвоили звание заслуженного учителя РСФСР. Во многом благодаря этому человеку мы сегодня знаем много фактов из истории Михайловского агропедтехникума.

Настойчивость директора агропедтехникума Михаила Семеновича Орловского по укреплению материальной базы учебного заведения принесла свои плоды – было приобретено два жилых дома, которые переоборудовали под студенческие общежития. В них разместилось около 120 студентов.

В 1935 году педагогический коллектив учебного заведения возглавил Алексей Иванович Алексеенко. Крепкий хозяйственник, он организовал в агропедтехникуме столярную мастерскую, где студенты делали столы, стулья, другой инвентарь. В 30-е годы в агропедтехникуме работало три отделения – дошкольное, школьное и политпросвещения.

В это время в агропедтехникуме продолжают работать педагогические курсы, выпускники которых поступали на заочное отделение Сталинградского педагогического института. В 1936 году  педагогические курсы окончили  П. Назаров, А. Меркулова, А. Сизова, В. Редькина,              П. Липатов, Г. Серкин, М. Назарова и другие ребята, которые впоследствии стали сельскими учителями и директорами школ.

В августе 1937 года коллектив Михайловского педагогического училища возглавил Павел Дмитриевич Сухолозов. Он выпускник Ленинградского педагогического института. До приезда в Михайловку Павел Дмитриевич работал преподавателем, а затем заместителем директора Руднянского педагогического училища. Заведующим учебной частью стал Андрей Апполонович Кравченко, а через год на этом посту его сменил Андриан Иванович Ткачёв.

В 1938 году педагогический коллектив и студенты нашего учебного заведения получили роскошный подарок – строители сдали в эксплуатацию новое трёхэтажное здание по улице Гоголя. Здесь студентов ждали  просторные и светлые классные комнаты, читальный и актовый залы, столовая, библиотека, книжные фонды которой к тому времени  насчитывали более 40 тысяч экземпляров.

Михайловский агропедтехникум стал образовательным и культурным центром слободы. В учебном заведении работал драматический и другие кружки. На вечерах отдыха выступал украинский хор, скрипичный ансамбль под руководством Захара Даниловича Земцова. Студенты активно занимались физической культурой и спортом, увлекались фотографией. Во время весенне-посевной и уборочной кампании ребята выступали с номерами «культкомбайна». Участники художественной самодеятельности пели, танцевали, ставили спектакли. Музыкальных инструментов в агропедтехникуме в то время не было, но на призыв  учителя музыки Леонид Волков, Георгий Рябов, Николай Кузнецов, Борис Радин и Илья Копейкин принесли гитару, мандолину, балалайку и гармонь. Нотную грамоту не знали, играли на слух. Руководил струнным оркестром Леонид Волков.

В течение года студенты старших классов Михайловского агропедтехникума трижды выезжали на практику, которая в общей сложности длилась около девяти месяцев. В хуторах и селах ощущалась катастрофическая нехватка педагогов. Ребятам приходилось работать и учителями, и директорами школ, одновременно заниматься с двумя-тремя классами.

Кроме учёбы и внеклассных занятий, студенты агропедтехникума помогали селянам в проведении полевых  работ, сажали деревья на улицах Ленина и Семёновская (сегодня это улица Мира).

В сентябре 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война. С этого времени вопросы военнооборонной работы не сходили с повестки дня. Все учащиеся сдавали нормы ГСО – готов к санитарной обороне, готовились к противовоздушной и противохимической обороне. Многие юноши имели значки «Ворошиловский стрелок» и «Ворошиловский всадник». В этом была большая заслуга преподавателя физкультуры агропедтехникума Андрея Федоровича Перелыгина. По призыву комсомола в военные училища ушли студенты педучилища Бобров, Звонарев, Виталий и Александр Макаровы.

1941 год. Сданы государственные экзамены, директор педучилища Павел Дмитриевич Сухолозов вручил выпускникам аттестаты, они собирались  в дорогу – впереди их ждала взрослая, самостоятельная жизнь. 22 июня все планы и надежды в одночасье разрушила страшная весть о начале войны. Через несколько дней на фронт ушел директор педучилища П. Д. Сухолозов, преподаватели учебного заведения, А.П. Запорожцев, И.Ф. Марыкин, З.Д. Земцов, А.И. Ткачев, А. Ф. Перелыгин, Л. И. Куракин, Б.Г. Петров, П.А. Карпухин, А.А. Кравченко, а вместе с ними и их бывшие студенты. Педагогический коллектив учебного заведения возглавил Гавриил Алексеевич Давыдов, завучем стал Пётр Степанович Фирсов.

В тревожное лето 1941 года каждый, кто мог носить оружие, рвался в бой. Документы облпартархива свидетельствуют о том, что в первые месяцы Великой Отечественной войны наплыв добровольцев был необычайно велик. С просьбой принять их в ряды народного ополчения в райвоенкомат пришло более 900 жителей Михайловского района. В слободе Михайловке шло формирование одного из полков 15-й Донской кавалерийской казачьей дивизии.

На третий день войны администрации Михайловского педучилища было предложено освободить учебный корпус под госпиталь. Для проведения занятий отвели здание, расположенное на углу улиц Мира и Торговой. Учебный процесс начался  вовремя, но на начало 1941/1942 учебного года в педучилище обучалось всего 169 человек. Многие студенты вернулись в свои хутора и села, где стали основными кормильцами семей.

В учебной программе Михайловского педагогического училища военное дело стало обязательным предметом. Юноши изучали армейские уставы и стрелковое оружие. Девушки посещали медицинские курсы, а полученные знания применяли на практике во время дежурств в госпитале. Студенты также готовили номера художественной самодеятельности и выступали с ними перед ранеными. Начальник госпиталя, военврач III ранга Тимофей Георгиевич Горелов, врачи и медперсонал высоко ценили трудолюбие учащихся педучилища. Это было время, когда все работали на одно общее дело, на победу над ненавистным врагом.

Михайловка всё больше и больше напоминала прифронтовой населённый пункт. В слободу прибывало эвакуированное население и раненые красноармейцы, в колхозных кузницах и мастерских машинно-тракторной станции шел ремонт боевой техники. В июле 1941 года в Михайловском районе был сформирован истребительный батальон, который вел борьбу с уголовниками и дезертирами.

Преподаватель педучилища В.П. Лахмотова так вспоминала эти годы: «Война… Провожаем на фронт коллег, выпускников. Значительно уменьшился коллектив учителей и учащихся, но общая беда нас сроднила, мы много трудились,  вместе с учащимися работали в колхозах и совхозах. Ребята радовали нас честным отношением к делу, интересом к знаниям, хотя в классах часто было холодно, трудно было с питанием, учебниками, бумагой».

Осенью 1941 года под Сталинградом и на берегах Дона началась спешная подготовка оборонительных рубежей. Более 100 студентов 2-3-х классов Михайловского педучилища вместе с  преподавателями были направлены в Клетский район. Более месяца трудовой десант во главе с заведующим учебной частью педучилища Андрианом Ивановичем Ткачевым возводил в районе хутора М.Глубинка противотанковые рвы и заграждения. Наравне с ребятами как заправские землекопы трудились Зоя Захарова, Шура Прохватилова, Саша Локтионова, Надя Кривенко, Шура Тушканова, Маша Сергеева, Люба Климанова. Хрупкие девчата натирали инструментом кровавые мозоли, но ежедневно перевыполняли установленные нормы выработки.

В ноябре-декабре 1941 года в Михайловке шло активное переформирование воинских соединений. Бойцы размещались на постой на квартирах и в административных зданиях. Временное здание педучилища так же передали для этих нужд. В этот период учебные занятия шли  в трех частных домах и  здании мельницы, которая располагалась  на углу улиц Ремесленной (Гоголя) и Коммуны. Занимались в две-три смены. Не хватало учебных пособий, практически не было тетрадей. Лекции записывали на полях газет, между строк старых книг, да на оберточной бумаге.

В первые месяцы войны пришла весть о гибели выпускников педучилища Ивана Брехова, Петра Еремина, преподавателя Ивана Федоровича Марыкина.

В марте 1942 года студенты  Михайловского педагогического училища вернулись  в здание на углу улиц Мира и Торговой. Первый выпуск военного времени составил 75 человек, многие ребята сразу же ушли на фронт. Среди них Алексей Захаров, Пётр Решетников, Василий Фролов, Надежда Корчагина.

Летом 1942 года  фашистские войска развили наступление на Сталинград,  заняли Серафимович. Линия фронта находилась в 70-80 километрах  от Михайловки, а это расстояние всего-навсего одного танкового броска. В создавшейся ситуации  Михайловское педагогическое училище было эвакуировано в село Лобойково Даниловского района. Вместе с учащимися и директором педучилища Гавриилом Алексеевичем Давыдовым на новое место прибыли преподаватели Петр Степанович Фирсов, Дарья Михайловна Платонова,  Мария Михайловна Черкасова, Мария Матвеевна Смирнова, Николай Дмитриевич Миляев, Валентина Павловна Лахмотова. С немногочисленным педагогическим коллективом (до начала Великой  Отечественной войны в агропедтехникуме работало 35 преподавателей) в Лобойково приехали бухгалтер Ц.М. Добренькая, техничка М.Ф. Нефедова, библиотекарь З.А. Миляева, секретарь-счетовод Л.П. Фирсова. Преподаватель математики Николай Дмитриевич Миляев вскоре ушел на фронт. Занятия начались в октябре месяце в здании местной средней школы, за парты сели  137 учащихся. Место ушедших на фронт преподавателей заняли их коллеги,  эвакуированные с западных районов страны.

Шла кровопролитная война, но работа по подготовке педагогических кадров не прекращалась. Для студентов и преподавателей в здании Лобойковской  школы была открыта столовая. Была война, тяжелое для всех время, – на встречах с учащимися рассказывала                     студентка тех лет К.И Берлинская, но и в такие трудные годы страна заботилась о нас.  Мы получали рабочую карточку, а это 500 граммов хлеба.

Жилось в то время очень трудно, но учебные программы были выполнены. Весной 1943 года дипломы об окончании педагогического училища получили 50 молодых учителей.

В 1942 году  военные действия  вплотную приблизилась к границам Михайловского района. До хуторов и сел доносилась артиллерийская канонада, враг бомбил железнодорожные разъезды Кумылга, Раковка, станцию Себряково, производственные объекты Михайловки. Были разрушены элеватор, консервный завод, много административных зданий и жилых домов.

В феврале 1943 года враг под Сталинградом был разбит. Сталинградский облисполком отметил хорошую работу всех жителей Михайловского района по обслуживанию воинских частей, строительстве оборонительных сооружений, оборудовании госпиталей. Свой посильный вклад в победу над врагом внесли учителя и студенты Михайловского педагогического училища.

Летом 1943 года коллектив педагогического училища вернулся в Михайловку. Здание учебного заведения встретило студентов зияющей пустотой оконных проемов, была полностью разрушена система отопления. Коллектив преподавателей и студенты педучилища немало потрудились. Окна пришлось наглухо заделать, в классах поставили кирпичные буржуйки. 1943/1944 учебный год начали вовремя.

Это было тяжелое время для всех и ребята, которые учились в военные года, не считали, что им труднее других. Зимой в классах было холодно, занимались, не снимая верхней одежды. По выходным заготавливали дрова в Рахинском лесничестве, весной трудились на огородах.

 В 1944-1945 годах с  фронта стали возвращаться преподаватели и студенты педучилища. Демобилизовали и Павла Дмитриевича Сухолозова, который снова стал директором нашего учебного заведения. Он прошел славный боевой путь. Комиссар 62-й противокатерно-защитной батареи Черноморского флота П.Д. Сухолозов в 1943 году был тяжело ранен, в госпитале пережил две газовые гангрены, но выжил и вновь вернулся к педагогическому труду. За мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич удостоен ордена Красной Звезды и других боевых наград.

С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись около шести тысяч михайловцев, среди них немало  выпускников педучилища. Зоя Александровна Шестопалова погибла, выполняя задание подпольного райкома. Александр Фёдорович Рогачёв пал в бою под Новгород-Волынском. Илья Иванович Усков погиб при освобождении города  Харьков. В начале 1944 года геройски погиб лейтенант Пётр Григорьевич Решетников. Пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной: Нестор Васильевич Орлов, Василий Федорович Фролов, выпускники 1941 года Пётр Кочетов, Василий Фролов, Иван Анашкин и многие другие. Среди погибших преподаватели педагогического училища: Иван Алексеевич Усков, Меффодий Никанорович Тищенко, Александр Михайлович Косоротов…

Демобилизованных воинов Красной Армии дома ждала тяжелая работа по восстановлению народного хозяйства. В кратчайшие сроки необходимо было залечить раны, нанесенные врагом, восстановить довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства.

За дело взялся и коллектив Михайловского педагогического училища. Здание учебного заведения требовало капитального ремонта.

После войны при Михайловском педагогическом училище открывается базовая школа. Первой её заведующей стала Александра Александровна Монасевич, затем много лет этим учебным подразделением училища руководила его выпускница Александра Семеновна Семибратова.

В 1951 году директором Михайловского педучилища стал Андриан Иванович Ткачёв. В 1932 году он окончил наше учебное заведение, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Этот замечательный человек, влюбленный в свое дело педагог много сделал для улучшения материальной базы педагогического училища.

Заведующим учебной частью в то время назначили Михаила Никаноровича Фролова, преподавателя истории. Он знал каждого ученика, умел найти с ними общий язык. В коллектив пришли молодые педагоги: Мария Петровна Миляева, Олимпиада Константиновна Политова, Серафима Ивановна Цынкалова.

На базе педучилища были организованы курсы переподготовки и  повышения квалификации учителей. В нашем учебном заведении открыли балетную студию и  драматический кружок, которым руководила Ольга Васильевна Мордвинцева. Далеко за пределами Михайловки славился своим мастерством хоровой коллектив педучилища. На его репетиции приходило более 150 студентов и преподавателей. Руководил хором  Петр Тихонович Белокобыльский

Страницы районной газеты «Коммунар» сохранили рассказ о том, как в 50-е годы в Михайловском педагогическом училище была поставлена внеучебная работа.

«В Михайловском педучилище физкультуре и спорту уделяется большое внимание. Товарищи Романенко и Политова много и добросовестно работают с учащимися. Физкультурники педучилища не раз занимали первые места в районных и городских соревнованиях. Лучшие из них Катькалов, Евдокимов, Агафонов, Румянцева, Москаленко, Стахова».

 «Во время зимних каникул учащиеся Михайловского педагогического училища провели лыжный поход в село Себрово и шахматно-шашечный турнир ».

«В зале районного Дома культуры силами учащихся Михайловского педучилища были даны концерты, которые за два дня посетило около 800 трудящихся города».

«Педучилище стало большим культурным центром города Михайловки. Здесь часто устраиваются лекции, доклады, выступления коллективов художественной самодеятельности».

«В Михайловском педучилище из учащихся вторых и третьих классов организован краеведческий кружок. По результатам экспедиций по родному краю в училище создан краеведческий уголок».

В 50-е годы в Михайловском училище идет активная работа по изучению и обобщению лучшего педагогического опыта. В педкабинете учебного заведения проводятся различные конференции, читаются учебно-методические лекции и доклады, изготавливаются наглядные пособия. Каждый педагог училища  творчески подходил к преподаванию своего предмета. Как пример – заведующая кабинетом биологии Ольга Ивановна Короткова. Она вела разностороннюю работу по практическому изучению программного материала. Вместе с учащимися  Ольга Ивановна закладывала опыты по выращиванию различных сельскохозяйственных культур, собирала коллекцию семян, создавала гербарии растительности нашего края. При кабинете биологии работало два мичуринских кружка.

В 1953 году директором Михайловского педучилища назначили Владимира Кирилловича Ларичева. Заслуженный учитель школы РСФСР, отличник народного образования, его эрудиция, организаторские способности, жизненная мудрость и человеколюбие снискали ему почет и уважение среди студентов и коллег.

Владимир Кириллович Ларичев уроженец станицы Глазуновская. После окончания средней школы он поступил в  Волгоградский педагогический институт. В  1937 году он получил диплом с отличием этого высшего учебного заведения и пришел  работать учителем в Краснослободскую школу. С 1943 по 1944 год Владимир Кириллович служил начальником химической службы армейского полка, а затем вернулся к педагогическому труду.

В Михайловском педагогическом училище Владимир Кириллович Ларичев вел большую общественную работу. Он возглавлял кружок политпросвещения, читал лекции. Владимир Кириллович высоко ценил своих коллег, относился к ним с особым уважением. С именем Владимира Кирилловича Ларичева связано дальнейшее развитие Михайловского педагогического училища. Это при его активно участии было открыто отделение преподавателей физического воспитания, началось строительство гимнастического зала. Многие выпускники Михайловского педучилища с благодарностью вспоминают о Владимире Кирилловиче Ларичеве. Он умел для каждого учащегося и преподавателя найти слова поддержки, вселить в их душу радость и оптимизм.

Заведующим учебной частью педагогического училища с 1955 года работал Виктор Яковлевич Доронин, заслуженный учитель школы, преподаватель русского языка и литературы.

Жизнь студентов и преподавателей в это время была очень интересна. На базе педучилища прошла первая  Всероссийская конференция, на которую съехались представители различных учебных заведений страны. Михайловские педагоги делились с коллегами опытом по повышению качества подготовки студентов педагогических училищ, их специализацией для работы в малокомплектной сельской школе. Методические разработки преподавателей Михайловского педагогического училища и открытые уроки получили высокую оценку гостей. В эти годы в Михайловском педагогическом училище работают курсы по подготовке учителей русского языка, по их окончанию ребят  принимали на заочное отделение Волгоградского педагогического института. В педучилище шла целенаправленная работа предметно-цикловых комиссий, на которых решались вопросы повышения квалификации молодых специалистов и качества подготовки учителей.    В 1953 году областной отдел культуры дал высокую оценку развитию в Михайловском педучилище художественной самодеятельности. С большим увлечением ребята занимались в хоровом, музыкальном, драматическом и других кружках. В педучилище был организован хор из 70 человек, оркестр народных инструментов. Кропотливую работу по развитию творческих дарований среди учащихся вели преподаватели Белокобыльский, Акатова, Земцов. В педагогическом училище каждую субботу проходили отчетные концерты учащихся учебных классов, что помогало в полной мере раскрыть  способности и дарования студентов.  В эти годы в наше учебное заведения  приходит целая плеяда высококлассных специалистов. Среди них Г.А. Рябухина, А.М. Блинов, М.И. Ермакова, Г.Л. Ефремов. А. Н. Гусева.

Галина Андреевна Рябухина родилась в 1928 году в селе Обливе Кумылженского района. В 1945 году она поступила в Михайловское педагогическое училище, после его  окончания была  направлена в Старо-Полтавский район Сталинградской области. С 1952 по 1956 год Галина Андреевна работала учителем начальных классов Новосельской семилетней школы Калининского района, а затем директором Тростянской семилетней школы.

В августе 1962 года Рябухина пришла в Михайловское педучилище, где  более 20 лет преподавала русский язык и литературу. Сегодня ее воспитанники  стали маститыми педагогами, но до сих пор вспоминают Галину Андреевну, ее интересные уроки и  внеклассные мероприятия.

Андрей Маркелович Блинов родился 10 сентября 1925 года в станице Кеплинской Серафимовичского района. Осенью 1942 года семнадцатилетним парнишкой он добровольцем ушел на фронт. Воевал в пехоте, был минометчиком, пулеметчиком. В апреле 1944 года Андрей Маркелович был направлен на офицерские курсы, затем принимал участие в освобождении Чехославакии, Венгрии, Польши, был ранен, контужен. За ратные подвиги он награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны, многими медалями.

После демобилизации Андрей Маркелович Блинов поступил в педагогический институт, затем он продолжил обучение в аспирантуре, преподавал русский язык в Ростовском и Таганрогском пединститутах. В Михайловском педучилище Андрей Маркелович много внимания уделял обучению студентов грамматическим приемам и средствам выразительности русского языка. Общий педагогический стаж этого удивительной судьбы человека составил 45 лет.

Анна Никитична Гусева после окончания Астраханского государственного педагогического института работала учителем русского языка и литературы в школе. Затем более 20 лет она преподавала в Михайловском педагогическом училище.

Уроки русского языка и литературы, которые проводила Анна Никитична, были уроками воспитания ума, воли и чувств.  Она  учила ребят высказывать свое собственное мнение, быть терпимым к иной точке зрения. Анне Никитичне Гусевой удавалось в полной мере раскрыть потенциал личности молодого человека. Ее успехи в профессиональной деятельности, прежде всего, связаны с тем, что она  занималась любимым делом. Вместе со своими студентами Анна Никитична вновь открывала окружающий мир, раскрывала своим воспитанникам его красоту и мудрое устройство.

Григорий Леонтьевич Ефремов летом  1941 года окончил первый курс Михайловского педагогического училища, началась война, и он пошел  работать на Кировскую машинотракторную станцию. В феврале 1944 года Григорий Леонтьевич был призван в ряды Советской Армии. После демобилизации он продолжил  обучение в педучилище. Несколько лет Григорий Леонтьевич Ефремов работал учителем в сельской школе, а затем более 20 лет преподавал в родном училище. Высокий профессионализм,  доброту и искренность Григория Леонтьевича до сих пор вспоминает не одно поколение его воспитанников.

В 1955 году завучем педагогического училища становится Г.А. Давыдов. С этой должности в сентябре 1961 года Гавриил Алексеевич Давыдов ушел на заслуженный отдых. Делу обучения и воспитания молодежи в Михайловском педучилище он посвятил без малого 30 лет своей жизни.

Выпуск Михайловского педагогического училища 1956 года составил 114 молодых учителей, 34 студента получили диплом с отличием.

В 1956-1957 годах на пенсию ушли старейшие преподаватели учебного заведения: Пётр Степанович Фирсов, Мария Матвеевна Смирнова, Павел Федорович Бакчеев, Иван Матвеевич Красников. На их место пришли молодые преподаватели, которые в последствии стали опытными педагогами.

Людмила Петровна Зубарева выпускница Михайловского педагогического училища. В 1956 году она окончила историко-филологический факультет Волгоградского государственного педагогического института, работала  учителем в школе, а затем пришла в педагогическом училище. Преподаватель истории, классный руководитель, председатель предметно-цикловой комиссии, заведующий методическим кабинетом, руководитель студии,  которая объединила молодых преподавателей-исследователей, Людмила Петровна более 40 лет посвятила народному образованию. Сотни учеников и студентов благодарны ей за полученные знания, участие в их судьбах. Ее уроки всегда имели глубоко профессиональную направленность.

Благодаря творческой энергии, инициативе и  организаторским способностям Людмилы Петровны Зубаревой в Михайловском педучилище была создана методическая служба, в штат которой вошли методисты и психологи. Она принимала активное участие в теоретико-практическом формировании учебно-педагогического комплекса. Она занималась подготовкой первых Всероссийские научно-практические конференции, редактировала сборники работ преподавателей. Много душевных сил Людмила Петровна отдала организации работы  педагогической студии.

 За педагогическое мастерство и творчество Л.П. Зубарева удостоена почётных званий: «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Отличник народного просвещения». Она награждена медалью «К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина», медалью «За доблестный труд», орденом «Знак почета».

В 1959 году, после окончания  Саратовского музыкального училища в Михайловку приехала Алла Захаровна Кириллова. Здесь она работала преподавателем педучилища, на протяжении многих лет являлась бессменным руководителем единственного в Волгоградской области ансамбля учителей. Много времени  Алла Захаровна уделяла работе с ансамблем скрипачей, хором народной песни. Благодаря её труду творческими коллективами Михайловского педагогического училища одержано много побед на районных и областных конкурсах.

Свой трудовой путь Николай Николаевич Краснов начал с работы на шахте. После переезда в Михайловку он работал слесарем на Себряковском цементном заводе, а в 1962 году Николай Николаевич пришёл работать в педучилище. Здесь он преподавал следующие предметы:  технические средства обучения, труд, вычислительная техника. Двери его кабинета всегда были открыты для тех, кто желал заниматься и во внеурочное время. Несколько лет Николай Николаевич успешно возглавлял  предметную комиссию преподавателей трудового обучения и изобразительного искусства.

Елена Васильевна Митина училась в Михайловском педагогическом училище в трудные военные и послевоенные годы. Высшее образование она получила на географическом факультете Сталинградского педагогического института.  Елена Васильевна преподавала географию и астрономию  в школах города. Запорожье и нашей, Волгоградской области.

В 1960 году семья  Митиных приехала в Михайловку, а через год  Елена Васильевна начала работать  преподавателем  географии в Михайловском педагогическом училище. Её трудовой стаж в нашем учебном заведении составил 20 лет. 

Анна Петровна Мишаткина пришла в Михайловское педагогическое училище опытным, квалифицированным преподавателем. За её плечами была учёба в вузе, работа учителем алгебры и геометрии в сельской школе. Более двадцати лет Анна Петровна помогала студентам педучилища готовиться к пробным урокам, учила их математике и методике преподавания этого предмета.

Её уроки всегда были непохожи один на другой. Анна Петровна Мишаткина принимала участие в семинарах учителей начальных классов города и район, делилась с коллегами секретами педагогического мастерства.

Иван Михеевич Морозов после окончания восьмилетки работал котельщиком в паровозном депо. В январе 1944 года его призвали в армию. До 1950 года он служил в различных воинских частях и подразделениях.

В 1954 году, после окончания Северо-Осетинское музыкально-педагогического училища,  Иван Михеевич Морозов приехал в Михайловку. Выпускники нашего учебного заведения помнят его как опытного преподавателя пения и музыки, знающего методиста, давшего путевку в жизнь не одной сотне молодых учителей. Исключительно выдержанный и  тактичный, Иван Михеевич служил образцом для будущих педагогов.

Иван Михеевич Морозов руководил оркестром народных инструментов Михайловского педагогического училища, который не раз получал дипломы на областных смотрах художественной самодеятельности. Много лет он возглавлял предметную комиссию музыки.

Тамара Прокофьева Мурзина была принята в Михайловское педучилище в  1962 году. Здесь она работала  преподавателем биологии и сельского хозяйства. Тамара Прокофьевна в совершенстве владела предметом и методикой обучения студентов,  вела  кружковую работу.

Николай Иванович Денисов родился в 1922 году в станице Етеревская. Его детство пришлось на голодные 30-е годы, как и все сельские ребята того времени, Николай помогал родителям по дому, наравне со взрослыми трудился в поле и на сенокосе.

В 1941 году началась Великая Отечественная война, а через год Николая Денисова призвали в действующую армию. Сначала он строил мосты через реку Западная Двина, а затем попал на Карельский фронт, где в противотанковом батальоне служил наводчиком орудия. Фронтовой путь Николая Ивановича Денисова отмечен орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», другими наградами Родины.

После демобилизации Николай Иванович работал  директором станции юных техников, затем пришел в Михайловское педагогическое училище. Здесь  он  более 20 лет работал преподавателем трудового обучения  и заместителем директора по хозяйственной части. За многолетнюю трудовую деятельность он получил много благодарностей и поощрений.

В 1966 году в  Михайловском педагогическом училище открывается отделение по подготовке учителей физического воспитания. В первый же год набрали три класса: гимнастов, спортигровиков и  легкоатлетов. Заведующим учебной частью физотделения стала Антонина Васильевна Шутенко, руководителем по спортивно-массовой работе назначили Михаила Михайловича Колесниченко, который много сделал для становления и развития физкультурного отделения. Учащиеся педучилища неоднократно становились чемпионами области среди средних специальных учебных заведений по легкой атлетике, баскетболу, волейболу стрельбе, успешно выступали на различных соревнованиях.  Во всех спортивных успехах студентов  немалая  заслуга преподавателей физвоспитания тех лет: Петра Савельевича Коновалова, Валентины Петровны Парамоновой и других специалистов своего дела.

В 1952 году, после окончания семилетки, Лидия Гладышева поступила в Сталинградский физкультурный техникум. Это были трудные, послевоенные годы, когда от недоедания студенты порой теряли сознание на тренировках. Лида прошла и через эти испытания, в этом ей помогла настойчивость в достижении поставленной цели.   В детстве она была вожаком и заводилой ребят, центральным нападающим дворовой футбольной команды, мечтала стать учителем.

В Михайловское педагогическое училище Лидия Константиновна Гладышева пришла в 1966 году. За ее плечами был десятилетний стаж работы в сельской школе, но одно дело вести урок, а другое – готовить будущего учителя. Лидии Константиновне пришлось повышать уровень своих знаний. Она поступает в Волгоградский педагогический институт, а после его окончания в институт физической культуры.

Всегда подвижная, эмоциональная, Лидия Константиновна заряжала студентов своей неукротимой энергией – будь то уроки, подготовка к праздникам и соревнованиям или  работа на полях совхоза «Отрадное».

Галина Ивановна Краснова в Михайловском педагогическом училище преподавала биологию, сельское хозяйство,  анатомию и физиологию человека. Она вложила частицу своей души и огромный труд в воспитание и образование не одного поколения студентов. Уроки и лабораторные занятия, которые вела Галина Ивановна, всегда были интересны, они открывали воспитанникам удивительные тайны природы и человека.

Галина Ивановна Краснова являла собой образец эрудиции, профессионализма и увлеченности своим трудом. Улыбчивая, с лицом светящимся добротой, она терпеливо и настойчиво вела воспитанников в страну знаний. Педагог по призванию, уму, таланту Галина Ивановна была прекрасным воспитателем, который мог найти «ключик» к сердцу каждого ребенка. Ее жизненное кредо – воспитывать не любя, значит калечить юные души, стало профессиональным ориентиром для сотен молодых педагогов.

Николай Николаевич Краснов много лет работал в предметно-цикловой комиссии трудового обучения. Его запомнили как человека мастерового, который все умел делать своими руками. Кабинет технических средств обучения, которым заведовал Николай Николаевич, был предметом зависти многих. Техническое оборудование кабинета по болтику собрал сам Николай Николаевич. И что бы он ни делал, он делал основательно, потому что по-другому не мог. Принимал активное участие в общественной жизни коллектива, был мастером игры на балалайке.

В 1967 году спортсмены педучилища добиваются первых крупных побед. Они стали призерами многих областных соревнований и как результат – первое место среди среднеспециальных учебных заведений Волгоградской области. За успехи в спорте коллектив педучилища награжден золотой медалью Совета спортивного общества «Спартак».

В это время в Михайловском педагогическом училище активно работал танцевальный кружок под руководством Сталины Николаевны Деменко. Она так же вела драматический кружок, уроки ритмической гимнастики, помогала составлять программу вечеров, ставила пьесы, с которыми студенты  гастролировали по городам и селам Волгоградской области. Студенты педучилища принимали активное участие в смотрах-конкурсах. Отлично выступала вокальная группа «Эхо». Этим коллективом руководил Дмитрий Михайлович Кошелев.

В Михайловском педагогическом училище учебные занятия шли в две смены, так как в старом здании было достаточно тесно. По вечерам ребята занимались в спортивных секциях и кружках по интересам. Кружок  «По родной стране» вела заместитель директора по учебно-воспитательной работе Раиса Ивановна Дейна. Участники этого кружка побывали во многих городах нашей страны.

В 1966 году Михайловское педучилище стало коллективным членом общества советско-чехословацкой дружбы. Студенты вели переписку с учащимися  педагогической школы города-побратима Пршерова.  Через несколько лет лучшие  студенты нашего педагогического училища смогли побывать в гостях у своих зарубежных сверстников.

В 1969 году заместителем директора Михайловского педагогического училища по учебной работе стала Лидия Дмитриевна Титаренко. В этой должности она трудилась до 1985 года. В 60-70-е годы, в связи с переходом на новые учебные программы, преподаватели педучилища вели большую работу по их освоению, оказывали методическую помощь учителям начальных классов городских и сельских школ. Лидия Дмитриевна Титаренко умело руководила учебной и методической службой педучилища. Сегодня сотни выпускников и преподавателей нашего учебного заведения с гордостью называют     Л.Д. Титаренко своим учителем и наставником.

В эти годы, получив высшее образование, работать в педучилище пришли молодые преподаватели, выпускники нашего учебного заведения: Любовь Макаровна Чекунова, Валентина Ивановна Бобылева, Валентина Васильевна Троян, Александр Александрович Ершов, Алла Сергеевна Сучкова.

В 1973 году к старому зданию педучилища была сделана пристройка нового современного корпуса с девятью учебными кабинетами, актовым залом, столовой, буфетом, тиром, легкоатлетическим манежем и раздевалкой. В учебном заведении стало 24 оборудованных кабинета, из них два лингафонных и один с программированным обучением. Укрепление материальной базы  Михайловского педучилища продолжилось при  Юрии Ивановиче Соцкове.

Юрий Иванович Соцков выпускник Дубовского педагогического училища, а затем физико-математического факультета Сталинградского пединститута. Он  работал: учителем, завучем, директором школы, заведующим городским отделом народного образования, заведующим отделом пропаганды и агитации горкома партии. В январе 1972 его назначили директором Михайловского педагогического училища. Он умело подбирал и расставлял кадры, был требователен к подчиненным. Депутат Михайловского городского Совета, кавалер ордена «Знак Почета», «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР» Юрий Иванович Соцков неустанно заботился о психологическом климате в коллективе педучилища, стремился создавать комфортные условия для творческого роста молодежи.   Ю.И. Соцков обладал удивительными организаторскими способностями, энергией и настойчивостью, которые помогали ему находить выход из любых, даже очень сложных ситуаций.

Рядом с Юрием Ивановичем Соцковым трудились профессионалы своего дела – Людмила Ивановна Платонова, Галина Иосифовна Глаткова, Сталина Николаевна Деменко, Мария Ивановна Ермакова и другие талантливые педагоги. Для менее опытных  преподавателей Михайловского педагогического училища они стали наставниками и  верными  помощниками.

Людмила Ивановна Платонова родилась в 1929 году в станице Морозовской Ростовской области. В 1948 году она поступила на философский факультет Киевского государственный университет. В разные годы она работала  учителем истории, русского языка и литературы, возглавляла районный отдел культуры. В 1961 году Людмила Ивановна пришла  в Михайловское педагогическое училище, с которым связала более 20 лет своей жизни. Здесь она преподавала педагогику, логику, психологию, историю и  обществоведение. Людмила Ивановна всецело отдавала себя работе. В 1976 году она была назначена заместителем директора по учебно-производственной работе.  Педагогический опыт, широчайшая эрудиция и компетентность позволяли Людмиле Ивановне  Платоновой с блеском справляться со своими профессиональными обязанностями.

Галина Иосифовна Глаткова в 1961 году окончила историко-филологический факультет Волгоградского государственного педагогического института, а  в  сентябре 1963 года она пришла  на работу в Михайловское педагогическое училище. Талант Галины Иосифовны как педагога-новатора и руководителя в полной мере раскрылся после назначения ее заведующей отделения учителей начальных классов. К своей работе Галина Иосифовна относилась исключительно добросовестно, творчески подходила к решению учебно-воспитательных задач, много времени уделяла подготовке и проведению вечеров, конкурсов, диспутов, встреч, фестивалей.

В 70-х годах в педучилище ввели преподавание военного дела. Ребята с удовольствием занимались строевой подготовкой, стрельбой, не раз занимали призовые места на различных соревнованиях. Этот предмет вел  Генрих Андреевич Торкин, всегда подтянутый, энергичный человек. В этот период в педучилище была смонтирована радиостанция, которая выходила в эфир и вела связь с радиолюбителями разных стран  мира.

Сталина Николаевна Деменко училась на историко-филологический факультете Волгоградского педагогического института, но жизненные обстоятельства сложились так, что она всего несколько лет работала учителем русского языка и литературы. В Харькове Сталина Николаевна окончила  хореографические курсы, затем возглавляла танцевальный коллектив. В 1957 году Сталина Николаевна Деменко вернулась в Михайловку, здесь она продолжила заниматься хореографическим искусством. Несколько лет под ее руководством работала студия танцев Дома культуры Себряковского цементного завода.

 В 1963 году Сталина Николаевна Деменко пришла в Михайловское педагогическое училище, где  до 1982 года работала преподавателем русского языка и литературы.

С. Н. Деменко самозабвенно любила русский язык и литературу, стремилась передать знания своим воспитанникам. В педагогическом училище она руководила театральным и танцевальными кружками, вела уроки ритмической гимнастики, ставила пьесы. 

В Михайловском педагогическом училище трудились замечательные преподаватели. Среди них Мария Ивановна Ермакова, учитель русского языка и литературы.

В детстве у Маши Ермаковой была за­ветная мечта – стать учительницей Она осуществилась в  1941 году, когда выпускница Михайловского педагогического училища пришла работать в начальную школу хутора Катасонов. В военное лихолетье  ей  пришлось работать с утра до позднего вечера. На уроках от голода порой кружилась голова, но после занятий Мария Ивановна спешила помочь землякам в проведении сельхозработ, вечерами в сельской избе-читальне рассказывала собравшимся о положении на фронтах.

В 1962 году Мария Ивановна Ермакова пришла работать в Михайловское педучилище. Она преподава­ла русский язык и литературу. О Марии Ивановне коллеги отзывались как о человеке, который мог найти подход к каждому ученику. Она была консультантом  по методике проведения урока для всех преподавателей, которые стремились к самосовершенствованию.

Тридцать пять лет  Мария Ивановна Ермакова посвятила педагогической деятельности, из них шестнадцать она работала  в Михайловском педагогическом училище. Марию Ивановну уважали кол­леги,  любили воспитанники, а это по большому счету больше и значимее, чем правительственные награды и почетные звания, которыми неоднократно награждали этого учителя.

 К 50-летнему юбилею в Михайловском педагогическом училище была создана отличная материальная база, библиотека педучилища по праву считалась одной из лучших в Михайловке, ее книжные фонды насчитывали около 63 тысяч экземпляров.  Все 720 учащихся обучались в одну смену.

17 декабря 1978 года на территории Михайловского педагогического училища состоялось торжественное открытие памятника Надежде Константиновне Крупской, именем которой названо наше учебное заведение. Право снять белое покрывало с памятника было предоставлено бывшим выпускникам педучилища С.Н. Укустовой, Н.С. Морозову, А.В. Захарову, преподавателю М.И. Ермаковой и учащейся Л. Горбатовой.

В «золотой» день рождения педучилища большой зал Дворца культуры цементников не смог вместить всех, кто пришел отдать дань глубокого уважения юбилярам. Собравшиеся чествовали выпускников педагогического училища и их наставников.

1977/1978 учебный год студенты Михайловского педагогического училища завершили с хорошими показателями. При 100-процентной успеваемости 55,6 процента студентов учились без троек. Тридцать выпускников 1978 года получили дипломы с отличием. По итогам Всероссийского социалистического соревнования среди 252 педагогических училищ России наше учебное заведение было признано победителем и награждено Почетной грамотой и первой денежной премией. На протяжении всего юбилейного учебного года среди студентов Михайловского педагогического училища развернулось соревнование. Победителем стала группа 2 «г» отделения  учителей начальных классов. Студенты были награждены туристическими путевками в город  Минск.

В последующие годы в социалистическом соревновании не раз присуждались победы коллективам учебных групп, где классными руководителями были  Алевтина Михайловна Токарева, Нелля Ивановна Блинкова, Таисия Васильевна Шандыбина.

Профессиональное образование Алевтина Михайловна Токарева получила в  Мурманском педагогическое училище, а затем Ленинградском педагогическом институте. В Михайловское педагогическое училище она пришла в  1968 году. Преподаватель педагогики и психологии Алевтина Михайловна учила студентов особенностям их будущей профессии. Она отличалась умением сделать каждый урок интересным, познавательным и увлекательным. Для ребят Алевтина Михайловна Токарева была настоящей классной мамой, к которой студенты шли со всеми своими бедами и проблемами.

Таисию Васильевну Шандыбину после окончания Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена направили на работу в педагогическое училище  города Южно-Сахалинска. В Михайловское педагогическое училище она пришла уже опытным, знающим свое дело специалистом. Здесь она более четверти века трудилась преподавателем педагогики. Кроме обязанностей классного руководителя, Таисия Васильевна выполняла большую общественную работу, долгое время руководила работой методического кабинета, проводила различные  семинары и конференции. Немало времени Таисия Васильевна уделяла работе кружка «Юный психолог».

В 1984 году студенческий городок Михайловского педагогического училища пополнился  общежитием. Студенческая жизнь не замирала ни на минуту. Академическому хору, который насчитывал 120 человек, было присвоено звание народного. Руководила этим коллективом Татьяна Петровна Морозова.

Т. П. Морозова пришла работать в Михайловское педагогическое училище в 1971 году. Здесь она преподавала и на протяжении 15 лет  вела факультатив хорового пения. Все эти годы академический хор педучилища неоднократно становился  лауреатом и дипломантом  областных смотров художественной самодеятельности. Татьяна Петровна Морозова активно участвовала в общественной жизни Михайловки, руководила  сводным  хором нашего города.

За всю многогранную и разностороннюю работу коллектив педучилища был неоднократно награжден Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, но главная награда учителя – тёплые слова благодарности его воспитанников.

«Четыре года мы делили невзгоды и радости с Галиной Андреевной Рябухиной. Вы, наш учитель, всегда будете для нас примером»

«Приобретенные нами знания, как учить, чему учиться, как воспитывать ребят – это ваша Юрий Иванович Соцков заслуга. Каждый ваш урок был не похож на другой. Вы не только давали знания по своему предмету, но и учили быть Человеком»

«Сложные формулы становились простыми и доходчивыми благодаря толковым объяснениям Лидии Дмитриевны Титаренко. Общаясь с вами, мы становились более внимательными, добрыми и отзывчивыми».

«В нашей памяти Татьяна Фёдоровна Мелихова навсегда останется интересным, самозабвенно любящим свою профессию человеком. Вы многих из нас заставили поверить в себя, свои силы».

«Уроки Лидии Константиновны Гладышевой всегда доставляли огромное удовольствие, заряд бодрости и веселья».

«Прощание – это всегда нелегко, тем более с людьми, которые тебе дороги.  Татьяна Степановна Шкуратова стала для нас именно таким человеком».

Это строчки из альбома выпускников педучилища 1979 года. Их можно только дополнить словами поэта:

Если вышел ты в этот путь

Преисполнись мечтой высокой

Смелым, честным и твердым будь

Верным рыцарем без упрека

За открытые правде сердца

На нелегкой земной орбите

Будь всегда в бою до конца

Если имя твое – учитель.

В  1985 году вошёл в строй новый спортивный зал педучилища, где постоянно проводились спартакиады, областные и республиканские соревнования. Заведующим отделения учителей физической культуры Михайловского педагогического училища в то время работал Владимир Владимирович Арнаутов. Благодаря его усилиям физкультурой и спортом в учебном заведении был увлечен практически каждый студент. Всю спортивную и оздоровительную работу курировал спортивный клуб Старт». Она проводилась при непрерывном совершенствовании учебно-тренировочного процесса.

Спортивные достижения в Михайловском педагогическом колледже были, как говорится, не на пустом месте. Ежегодно среди студентов учебных групп проводился конкурс на лучшую постановку спортивно-массовой и оздоровительной работы. В весенних и осенних спартакиадах принимали участие сотни физкультурников педучилища. В их программу входила легкая атлетика, акробатика, плавание, борьба гимнастика, волейбол, баскетбол, стрельба, настольный теннис и многоборье ГТО. Ежегодно в педучилище проходили соревнования по производственной гимнастике, учебные туристические пешеходные походы, дни здоровья.

Коллектив физкультурного отделения Михайловского педагогического училища много времени уделял повышению спортивного мастерства учащихся. В нашем учебном заведении в то время работало девять  спортивных секций, в которых активно занимались сотни ребят.   По большинству спортивных дисциплин они неоднократно становились чемпионами Волгоградской области среди средних специальных учебных заведений. Студенты выполняли нормативы мастеров и кандидатов в мастера спорта СССР. Высокие достижения были на счету волейбольных и баскетбольных команд, с которыми работали тренеры В.П. Бабичев, А.Ю. Попов, Н.П. Кожевников, Ю.А. Максимов.

За высокие показатели в развитии физической культуры и спорта СК «Старт» Михайловского педагогического училища было присвоено почетное звание передового коллектива физической культуры среди средних специальных учебных заведений Министерства просвещения РСФСР.

Районные и областные газеты 70-80-х годов пестрят заметками о победах спортсменов педучилища.

«На центральном стадионе города Волгограда прошли соревнования по спортивной гимнастике и настольному теннису.

Первое место по спортивной гимнастике заняла команда Михайловского педучилища. В личном зачете стали лучшими Александр Ершов и Валентина Колесникова».

«С кубком областного совета спортобщества «Спартак» вернулись домой лыжники педучилища, которые заняли первое место в общекомандном зачете. Лидером на всех дистанциях был студент Леонид Чурюмов».

«В Волгограде прошли областные соревнования по спортивному ориентированию на местности. Среди десяти команд первыми стали воспитанники Михайловского педагогического училища: М.Перепелицына, К. Мишаткина, В. Нерозников, В. Давыденко».

«Из Волгограда возвратилась команда педучилища, которая участвовала в областном первенстве среди учащихся среднеспециальных учебных заведений. Юноши-баскетболисты заняли первое место. Не отстали от ребят и девушки, они стали победителями в турнире по волейболу».

И это только малая толика побед спортсменов педучилища.

В начале 80-х в Михайловское педагогическое училище пришли опытные, знающие свое дело преподаватели. Среди них В.Г. Рогов и Г.Ю. Лобачева.

Владимир Григорьевич Рогов в 1958 году, после окончания школы, поступил в Михайловское педагогическое училище. Он работал преподавателем пения в школе-интернате, затем средней школе № 1 города Михайловки.

В 1973 году Владимир Григорьевич пришел в Михайловское педагогическое училище, где 17 лет работал преподавателем, руководил вокальным ансамблем «Веснянка». Этот коллектив на протяжении ряда лет был лауреатом городских и областных смотров художественной самодеятельности.

Владимир Григорьевич Рогов несколько лет заведовал кабинетом музыки, где был создан методический уголок, собран богатый материал по экспериментальному обучению студентов.

 За успехи в деле подготовки педагогических кадров В.Г Рогов был награжден значком «Отличник народного просвещения».

Галина Юрьевна Лобачева в 1970 году окончила Волгоградский государственный педагогический институт. В 1974 году она пришла работать в Михайловское педагогическое училище, где трудилась без малого тридцать лет.  Коллеги вспоминают о ней как об опытном преподавателе, умелом классном руководителе. Ее учебные группы в педучилище часто занимали призовые места. Долгое время Галина Юрьевна руководила работой предметной комиссии, творчески направляла работу своих коллег. Душевно чуткий, требовательный к себе и окружающим человек, Галина Юрьевна Лобачева пользовалась заслуженным уважением в коллективе Михайловского педагогического колледжа.

Новый этап развития Михайловского педагогического училища связан с избранием в мае 1988 года его директором Владимира Владимировича Арнаутова. Годы работы В.В. Арнаутова на посту руководителя  стали для учебного заведения временем значительных перемен.  В декабре 1988 года в стенах нашего учебного заведения был открыт музей. На торжественном собрании, посвященном этому событию, директор педучилища Владимир Владимирович Арнаутов сказал, что музей – это дань памяти сотням учителей, которые стояли у истоков создания педагогического училища, а затем десятки лет трудились на ниве подготовки педагогических кадров.

В 1988 году с целью дальнейшего развития системы непрерывного педагогического образования на базе Михайловский педагогический колледжа был создан  учебно-научно-педагогический комплекс. В его состав  вошли структурные подразделения колледжа, средняя общеобразовательная школа № 7 и  детский сад «Аленький цветочек».

В 1989 году был издан приказ Министерства народного образования РСФСР о признании статуса комплекса. Позже в состав учебно-научно-педагогического комплекса вошли филиал Волгоградского государственного педагогического университета, Центр повышения квалификации учителей, средняя общеобразовательная школа № 2 и учреждения дополнительного образования: детско-юношеская спортивная школа № 2, Центр культуры и искусств «Космос».

Идея организации в нашем городе столь уникального комплекса принадлежит директору Михайловского педагогического колледжа Владимиру Владимировичу Арнаутову, заместителю по учебной работе Татьяне Фёдоровне  Мелиховой и  заведующей методическим кабинетом учебного заведения Людмиле Петровне Зубаревой. Генеральным директором Михайловского учебно-научно-педагогического комплекса стал народный учитель России, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, академик Академии творческой педагогики, член-корреспондент Академии профессионального образования Владимир Владимирович Арнаутов.

Создание учебно-научно-педагогического комплекса стало без преувеличения серьезным прорывом во всей системе среднего и высшего профессионального образования нашей страны. Сегодня создание и работа подобных комплексов стало нормой, но, по словам Владимира Владимировича Арнаутова, на первом этапе реализации проекта было и немало противников. Это те педагоги, кто не хотел расставаться со сложившимися десятилетиями догмами.

Приоритетными направлениями в работе коллектива учебно-научно-педагогического комплекса стало развитие инновационной деятельности педагогов и студентов, реализация технологии профессионального становления будущего учителя, единство теоретической, практической подготовки, учебной деятельности студента и научно-исследовательской деятельности преподавателя.

Уже через несколько лет работы учебно-научно-педагогического комплекса стала очевидна необходимость и  целесообразность его создания. Уникальные научные и практические наработки михайловских педагогов все расставили по своим местам. Постепенно стало налаживаться научное сотрудничество и деловое партнерство с Волгоградским педагогическим институтом. Поначалу, вспоминает директор Михайловского профессионально-педагогического колледжа В.В. Арнаутов, это была методическая помощь на уровне консультационного пункта. В 1995 году пробил час реального сближения двух учебных заведений, в это время на базе Михайловского колледжа открылся филиал Волгоградского государственного педагогического университета. Филиал высшего учебного заведения не просто структурно дополнил Михайловский учебно-научно-педагогический комплекс, он заметно укрепил его в кадровом отношении. Такое объединение позволило выйти на качественно новый уровень подготовки специалиста.

Научные исследования профессорско-преподавательского состава комплекса связаны с разработкой научных основ создания систем непрерывного образования учителя, моделей интегрированных многоуровневых систем профориентации, подготовки и повышения квалификации учителя, отвечающего требованиям современного рынка образовательных услуг региона, обоснованием концепций и технологий становления учебно-научно-педагогического комплекса как региональной системы непрерывного педагогического образования.

 В Михайловском учебно-научно-педагогическом комплексе активно работали творческие лаборатории: «Управление качеством непрерывного педагогического образования», «Развитие единого образовательного пространства региональной системы НПО», защищались кандидатские и докторская диссертации.

На базе учебно-научно-педагогического комплекса работал филиал областного института повышения квалификации и переподготовки учителей.

В 1998 году  Михайловскому высшему педагогическому училищу (колледжу) был присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования и науки РФ».

В 2002 году коллектив Михайловского педагогического колледжа по итогам участия в международном конкурсе был занесён в мировой банк данных, а участие в международном проекте по линии ЮНЕСКО принесло золотой сертификат качества.

Педагоги колледжа неоднократно становились лауреатами и победителями регионального конкурса «Преподаватель года».

– 2002 год, И.А. Петрова  и  И.М. Скачкова – лауреаты  областного конкурса,

–   2003 год, Е.В. Белозерова – лауреат конкурса,

– 2004 год, Л.М. Макарова лауреат, а О.В. Белоножкина – победитель конкурса,

–  2005 год, Т.Е. Осипова – лауреат, а А.А. Кручинин – победитель конкурса,

–  2006 год, Н.А. Алаторцева – лауреат конкурса,

–  2007год, Е.Г. Диканова – лауреат конкурса,

– 2008 год, Е.И. Маркулева – лауреат, а Н.А. Ершова – победитель конкурса.

В 2006 году, в результате реорганизации,  в состав Михайловского учебно-научно-педагогического комплекса вошли новые структурные подразделения: ГОУ НПО «Профессиональное училище № 51» и его Кумылженский филиал. В процессе слияния профессионального училища № 51 и Михайловского педагогического колледжа образовалось учебное заведение нового типа – профессионально-педагогический колледж, которое позволило готовить квалифицированные кадры для сельских школ, сферы обслуживания, социально-культурной сферы и агропромышленного комплекса Волгоградской области.

В  2006 году, помимо педагогических специальностей, начата подготовка по специальностям: 230105 Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем, 111101 Организация фермерского хозяйства, 260903 Моделирование и конструирование швейных изделий. Отделение начального профессионального образования колледжа ведет подготовку по следующим специальностям: 37.14 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 32.23 Портной.

В Михайловском профессионально-педагогическом колледже с годами плодотворной работы сложился коллектив отличных профессионалов. Большой удачей для Михайловского колледжа стало то, что здесь работали и продолжают трудиться  грамотные специалисты,  для которых учитель – не только профессия, а смысл их жизни.  

Татьяна Фёдоровна Мелихова была среди тех, кто стоял у истоков создания учебно-научно-педагогический комплекса.

Покорить с первого раза Ленинградский  государственный университет Тане Мелиховой не удалось. Мария Ефремовна Мелихова хотела устроить дочь лаборанткой в педучилище, где сама преподавала русский язык и литературу, но судьбу Татьяны решил строгий отец. Фёдор Андреевич Мелихов в те годы работал директором средней школы № 1. Его авторитет помог Татьяне Фёдоровне получить место учителя истории в средней школе хутора Катасонов. Родители достаточно часто навещали дочь, пристально следили за её первыми шагами на педагогическом поприще. Мария Ефремовна и  Фёдор Андреевич стали для Татьяны и методистами, и первыми советчиками во всех делах.

Через год Татьяна Мелихова стала студенткой педагогического вуза, а после его окончания вернулась в Михайловку уже дипломированным специалистом. В 1973 году  она пришла работать в Михайловское педагогическое училище. Здесь Татьяна Фёдоровна преподавала историю и обществоведение. Уроки она вела интересно, энциклопедические знания помогали Татьяне Федоровне во время объяснения новой темы приводить много  примеров, опираться на художественную литературу, давать студентам богатый статистический и информационный материал.

Спокойная, выдержанная, интеллигентная, элегантная женщина, Татьяна Фёдоровна была примером для подражания, кумиром юных девчонок – студенток педагогического училища.

Складывалось впечатление, что Татьяна Фёдоровна Мелихова компетентна во всех вопросах. Это касалось и методики преподавания, организации учебного процесса, и инновационных научных разработок. В её кабинет шли со всевозможными проблемами. Для каждого коллеги она находила доброе слово, а при необходимости делала все для решения их производственных и бытовых неурядиц.

Сегодня учебное заведение является признанным лидером в системе  профессионального образования региона, его педагогические новации широко известны в России и за рубежом.

Наш корр.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх