Как вернуть деньги за подарочный сертификат

Сертификат на определенную сумму или услугу — удобный подарок. Тем не менее он нравится далеко не всем, кто его получает. Кроме того, бывает, что карточка долго не попадается на глаза и обнаруживается, когда срок действия сертификата уже истек и воспользоваться им нельзя. В обоих случаях не спешите выбрасывать подарок. Лучше верните его компании, у которой он был куплен. Объясняем, как и зачем это делать.

Что такое подарочный сертификат с точки зрения закона


Отдельных норм, касающихся именно подарочных сертификатов, нет. С точки зрения права это непоименованный договор, в соответствии с которым покупатель в течение определенного срока вправе потребовать любые товары или услуги, имеющиеся у продавца, на указанную сумму. Организация, в свою очередь, обязуется в ответ передать эти товары или оказать услуги.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса, физические и юридические лица свободны в заключении договора любого вида, как предусмотренного, так и не предусмотренного в законодательстве. При этом потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса.

Плату за подарочный сертификат закон рассматривает как раз как аванс, а не сам товар или услугу. И согласно статье 23.1 закона «О защите прав потребителей» до момента, пока товар не передан покупателю, а услуга не оказана, финальный договор купли-продажи не считается заключенным.

Можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат


Если компания бесплатно дарит свои сертификаты в рамках программы лояльности, это не считается предоплатой. Закон о защите прав потребителей в этом случае не действует. Сдать сертификат и получить вместо него деньги нельзя, ведь клиент не передавал компании свои средства в качестве аванса.

Купленные подарочные сертификаты — другое дело. Деньги, полученные продавцом в момент покупки, не считаются полученными безвозмездно, ведь у организации возникает обязательство в будущем принять сертификат в качестве платежа.

Если договор прекратился (в том числе из-за истечения срока действия сертификата), а товар не был передан и услуга не была оказана, у компании нет права удерживать уплаченные за сертификат деньги. Это считается обогащением без оснований. И согласно статье 1102 Гражданского кодекса, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему это имущество.

Это касается в том числе ситуации, когда сертификат был использован не полностью. Утверждение компании, что сдача не выдается, незаконно. Статья 16 закона «О защите прав потребителей» гласит, что подобные ущемляющие права условия договора признаются недействительными. По первому требованию покупателя ему должны вернуть как номинал сертификата, так и его оставшуюся неизрасходованную часть. В соответствии со статьей 23.1 закона «О защите прав потребителей» компания должна перечислить соответствующую сумму в течение десяти календарных дней со дня получения заявления от клиента.

Если на сертификате указана не сумма, а вид услуги, работы или товара, возвращается цена, по которой был приобретен сертификат. В этом случае нужно будет доказать, сколько было уплачено организации при первоначальной покупке.

Если период действия подарочного сертификата не указан, он автоматически считается активным в течение трех лет с момента приобретения. Таков же и максимальный срок давности, в течение которого можно подать в суд заявление о возврате аванса.

Как вернуть деньги за подарочный сертификат


Оформить возврат может как покупатель сертификата, так и тот, кому его подарили. Чек для этого не обязателен. Это закреплено в статье 25 закона «О защите прав потребителей» и статье 493 Гражданского кодекса. Без чека может потребоваться обратиться к свидетелям, чтобы доказать, что авансовый платеж действительно вносился. Однако де-факто сам по себе подарочный сертификат уже является этим доказательством.

Первый шаг, чтобы получить средства, — обратиться в магазин и договориться об этом устно или написать заявление в свободной форме. Выбрав письменный вариант, не забудьте указать срок, который даете на исполнение вашей просьбы. Возврат делают и наличными, и в безналичном формате. Во втором случае, если сертификат был подарен и оплачивался другим человеком, нужно указать свои банковские реквизиты, куда организация переведет средства. Иначе деньги вернут на ту же карту, которая использовалась при покупке. 

Мотивировать отказ от сертификата можно тем, что компания не может предоставить подходящий товар или услугу. Это означает, что продавец не может исполнить свои обязательства, а значит, покупатель вправе получить возмещение. Кстати, это же основание позволяет пользоваться сертификатом частично в разное время.

Заявление нужно распечатать в двух экземплярах. Один вы отдадите в организацию, другой оставите у себя. Вручить бланк можно администратору или директору. Кто-то из них должен поставить подпись на вашем экземпляре, что он получил бумагу. Кроме того, можно отправить заявление заказным письмом с уведомлением о вручении. Сохраняйте почтовые квитанции: они понадобятся, если вопрос будет решаться в суде.

Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги


Если в течение десяти календарных дней после получения просьбы о возмещении компания не перечислила средства, пишите досудебную претензию, ссылаясь на статьи 22 и 31 закона «О защите прав потребителей». Как и первое заявление, этот документ можно принести в организацию лично или отправить по почте.

Так как речь уже идет о неправомерном удержании средств, помимо самой суммы предоплаты можно дополнительно потребовать от продавца выплаты процентов за пользование вашими деньгами. В законе это предусмотрено статьей 395 Гражданского кодекса. Размер пени рассчитывается по ключевой ставке Центрального банка. С 15 декабря 2023 года она составляет 16%. Если со дня просрочки возмещения ключевая ставка менялась, сумму высчитывают по каждому периоду раздельно. Такой штраф за просрочку не может быть больше аванса, который внес покупатель.

Кроме того, есть статья 15 закона «О защите прав потребителей», касающаяся компенсации морального вреда. Причем ее размер не зависит от величины имущественного ущерба.

Параллельно с досудебной претензией потребитель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Компанию могут привлечь к административной ответственности по статье 14.8 КоАП за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Отказ возвращать аванс за подарочный сертификат или его оставшуюся часть, ссылаясь на внутренние правила организации, как раз является таким случаем.

Направить обращение в Роспотребнадзор можно онлайн через официальный региональный сайт ведомства, по почте или во время очного визита в территориальное управление. Ответ поступит в течение 30 дней. Имея на руках постановление об административном правонарушении, впоследствии будет проще взыскать деньги в суде.

Кроме того, до суда можно пожаловаться на нарушение своих прав в прокуратуру. В том числе туда можно обратиться, если Роспотребнадзор по какой-то причине откажется проводить проверку по вашему заявлению. Обращения в прокуратуру принимаются через «Госуслуги», по почте и очно в территориальных органах. Ответ должен прийти в течение 30 дней.

В суд можно обращаться через десять дней после отправки компании досудебной претензии. Если сумма иска не превышает 1 млн рублей, платить госпошлину не нужно. Когда сумма иска составляет не более 100 тыс. рублей, обращаемся к мировому судье. В ином случае дело рассматривает районный (городской) суд.

Для составления иска стоит обратиться к юристу. Позже расходы можно будет взыскать с компании-ответчика. Отметим, что во время таких процессов суд не всегда встает на сторону клиентов. Но положительных примеров судебной практики много.

Иногда, когда речь идет о небольшой сумме, судиться может быть нецелесообразно. Тогда бывает проще оплатить подарочным сертификатом товары, а затем вернуть их в течение 14 дней и получить деньги. Но такой способ не подойдет для категорий, которые не подлежат обмену и возврату. А еще в магазине могут предложить вместо денег новый подарочный сертификат того же номинала, что и старый. И тогда круг замкнется: письменное заявление, досудебная претензия, Роспотребнадзор, прокуратура, суд.

Сертификат есть, а магазина нет: что делать?


В последние годы нередка ситуация, когда тот или иной бренд перестает обслуживать клиентов в России. Однако приостановка деятельности компании на территории страны не значит, что она отказывается от своих обязательств или ликвидирована. Хотя технически осуществить возврат средств за подарочные сертификаты может быть довольно сложно.

Одни организации решают проблему, предлагая воспользоваться бонусами в действующих магазинах-партнерах. Другие продлевают срок действия подарочных сертификатов на неопределенный срок. Если эти варианты не устраивают клиента, он по-прежнему может отправить заказное письмо с претензией или написать на официальный электронный адрес. Когда больше нет возможности обратиться в российский филиал, используем юридический адрес международного головного офиса организации. Остается и опция иска в суд.

Если компания находится в стадии ликвидации, можно подать заявление в рамках дела о банкротстве в арбитражном суде. Претензию человека, желающего получить средства за неиспользованный подарочный сертификат, включат в реестр требований кредиторов. На то, чтобы воспользоваться этой возможностью, есть два месяца со дня публикации сообщения о банкротстве компании в «Коммерсанте».

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх