Иногда случается, что банкомат отказывается отдавать клиенту его карту после проведения операции. Это неприятная ситуация, но паниковать не стоит. Объясняем, почему так происходит и как вернуть карту назад.
Почему банкомат «зажевал» карту и не отдает ее
Подобная ситуация может возникнуть по целому ряду причин. В целом их можно разделить на три основные группы: проблемы с самой картой, неисправность банкомата или некорректные действия пользователя.
Карта может быть размагничена, повреждена или не читаться. У нее может истечь срок действия. Кроме того, банкоматы задерживают заблокированные карты. Так, у мошенников изымают украденные карты, действие которых приостановлено по заявлению владельца. Инициатором этого также может быть банк, если он посчитает, что клиент совершает подозрительные или несвойственные операции.
Помимо этого, банкоматы «съедают» карты, если не забрать их после использования в течение указанного времени (обычно 45 секунд). А еще так происходит, когда пользователь трижды неправильно вводит пин-код.
Если на экране появилась надпись о задержании карты, банкомат должен выдать чек с кодом. Он понадобится, чтобы написать заявление на возврат. После этого аппарат приглашает следующего клиента.
Банкоматом вообще не стоит пользоваться, если вы видите, что он зависает, показывает некорректные изображения или стоит с пустым экраном. Насторожить должны и странные звуки, исходящие от аппарата.
Если вас встречает что-то кроме привычного приглашения совершить операцию, попробуйте нажать кнопку «отмена» или «завершить работу», выйти к стартовому меню. Не получилось? Тогда лучше поищите другой банкомат.
Что делать, если аппарат не отдает карту
Первым делом в этом случае стоит тоже нажать кнопку «отмена». Это может помочь, если произошел небольшой сбой, но в целом система продолжает реагировать. Достаточно одиночного короткого нажатия. Ни длительное удерживание кнопки, ни повторы команды не спасут положение, если банкомат всерьез завис.
Если за 10–15 минут спасти карту таким образом не удалось, стоит подумать о ее блокировке. По крайней мере временно. Задержанная карта отправляется в специальное отделение в глубине банкомата. Если неприятность произошла в банке, можно попытаться обратиться к сотрудникам отделения, написав заявление, чтобы они открыли аппарат при вас. Но велика вероятность, что даже в этом случае придется ждать инкассаторов. Возможно, это займет не один день. В проходных местах инкассацию проводят в среднем раз в неделю, а непопулярные устройства могут обслуживать и пару раз в месяц.
В любом случае до возврата карта пройдет через несколько пар рук. На это время будет лучше, если ей никто не сможет воспользоваться. В отделении того же банка, где выпущена карта, можно сразу попросить заблокировать ее полностью и заказать перевыпуск.
Не забудьте предварительно перевести с карты деньги на другой свой счет через приложение или снять наличные в кассе банка по паспорту. Иначе вы сами тоже не сможете воспользоваться своими сбережениями, пока не восстановите карту. Имейте в виду, что некоторые банки при блокировке запрещают снимать средства с привязанного к карте счета даже через кассу в отделении.
Когда банкомат стоит сам по себе, например в торговом центре или на улице, первым делом нужно попробовать отыскать на нем номер. Если он стерся, установите точный адрес. Далее найдите на самом устройстве, в приложении или на сайте банка, которому принадлежит аппарат, телефон контактного центра. Позвоните по нему и сообщите о проблеме, назвав номер или адрес аппарата.
Чего делать точно не стоит, так это бить банкомат, пытаться вскрыть его самостоятельно или перевернуть, отключать от электричества. Это не поможет вернуть карту, зато может добавить дополнительных проблем. Если повредить устройство, банк потребует возместить ущерб.
Когда вернут карту
Это зависит от ситуации. Если аппарат просто немного завис, то проблема разрешится через несколько минут, когда банкомат сам закончит выполнение команды. Если дело в том, что у карты закончился срок действия, то ее можно только перевыпустить, а это иногда занимает до пары недель.
Подождать придется и в случае, когда карту «зажевал» аппарат другого банка. Инкассаторы сначала доставят ее в свою организацию, и только потом карту перешлют в вашу. Из-за того что будут задействованы офисы сразу двух организаций, которые будут согласовывать возврат друг с другом, время на решение проблемы увеличивается.
Также стоит быть готовым к тому, что перевыпуск карты станет единственной опцией. Многие банки в таких случаях не возвращают «пластик» владельцам вне зависимости от того, почему карту «зажевал» банкомат. Изъятые карты просто уничтожают.
Как избежать таких ситуаций
Старайтесь пользоваться аппаратами, которые установлены в отделениях банка. Это не дает гарантии на 100%, что они не сломаются в самый неподходящий момент, но шансы, что устройство будет работать корректно, значительно выше. Также стоит проводить операции в рабочее время банка. Тогда, если что-то пойдет не так, вы сможете сразу же обратиться за помощью к сотрудникам. Кроме того, вне зависимости от локации и времени суток не стоит использовать банкомат, который ведет себя странно.
Соблюдайте правила обращения с самой картой. Перевыпускайте ее, если она погнулась или треснула. Следите, чтобы у нее не истек срок действия (в случае с картами Visa и Mastercard, которым российские банки продлили срок действия, ориентируйтесь не на цифры на пластике, а на условия продления в банка). А еще не отвлекайтесь, когда снимаете деньги. Если на экране банкомата идет обратный отсчет, вытаскивайте карту вовремя, иначе устройство решит, что ее забыли, и «съест». Не забывайте пин-код и не ошибайтесь при его вводе больше двух раз.
Но лучший способ избежать ситуации, когда карта оказалась в недрах аппарата, — вообще не вставлять ее в банкомат. Современные технологии позволяют выполнять множество операций, просто прикладывая карту к специальному датчику на панели устройства. Обязательно вставлять карту нужно, например, чтобы сменить ее пин-код или другие настройки. А вот снять или внести деньги и проверить баланс можно бесконтактно.