Выбор профессии для Елены Андреевны Харитоновой был предопределён окружением. Родители, именно они с детства служили для неё примером для подражания, потомственные педагоги: папа – завуч в Новоаннинском сельскохозяйственном колледже, мама – учительница начальных классов. Бабушка всю трудовую жизнь заведовала детским садом, тётя работает методистом, заведующей детским садом в Волгограде. Брат – мастер производственного обучения в Новоаннинском сельскохозяйственном колледже. Вполне закономерно, что Елена решила стать педагогом, она поступила в Михайловский профессионально-педагогический колледж, затем получила высшее образование. С таким багажом теоретических знаний и большим желанием работать Елена Андреевна Харитонова пришла в среднюю школу № 7 города Михайловки. Вот уже 18 лет она преподаёт иностранный язык, коллеги считают Е.А. Харитонову отличным профессионалом, для школьников она стала любимым и уважаемым наставником. В преддверии профессионального праздника Дня учителя наш корреспондент встретился с Еленой Андреевной Харитоновой, это интервью мы предлагаем читателям нашей газеты.
– Елена Андреевна, быть педагогом – это Ваше призвание?
– Да, я никогда не мечтала ни о каких других профессиях, не примеряла их на себя. В семье я росла в атмосфере разговоров о школе, об учениках, слышала и о проблемах учительской работы, но это меня не пугало. Наша профессия предполагает и требует безграничного терпения, внимания и любви к детям, умения зажечь в них искру любопытства, вдохновить на покорение высот. Именно этим мне нравится работа учителя!
– Быть педагогом – огромная ответственность, осознание этого Вы чувствуете каждый день, каждый урок?
– Да, работа с детьми чрезвычайно ответственна. Моя задача – привить любовь к своему предмету, быть строгим, но справедливым преподавателем, наладить контакт со школьниками разных возрастов, их родителями. Педагоги принимают самое непосредственное участие в формировании личности детей и подростков, растят будущее нашей страны, и очень важно воспитать достойное поколение. Я убеждена, что эта задача по силам увлечённым, неравнодушным учителям, которые есть во всех школах. Каждый ребёнок обладает уникальными талантами и способностями, и очень важно увидеть их, дать толчок для дальнейшего их развития.
Считаю, что необходимо быть мудрым наставником для своих учеников и в то же время стать им старшим другом. По опыту классного руководства могу сказать, что коллектив очень сближает проведение различных внеклассных мероприятий – экскурсий, поездок в Волгоград, посещение выставок, походы в парк, на природу. Со своим классом стараюсь поддерживать связь и на каникулах.
– На кого из общепризнанных авторитетов Вы равняетесь, чей профессионализм стал для Вас примером для подражания?
– Есть столпы педагогики, чей опыт бесценен. В вузе мы подробно знакомились с педагогическими системами Константина Ушинского, Антона Макаренко, Льва Выготского, Василия Сухомлинского и других. У каждого из них можно найти интересные идеи, решение каких-то педагогических проблем. Кроме классиков, на формирование меня как педагога оказали влияние старшие коллеги. Я с большой благодарностью вспоминаю учителей иностранного языка средней школы № 7 Ирину Алексеевну Луткову (она уже на заслуженном отдыхе), Елену Николаевну Неню, Ирину Дмитриевну Агупову (она сейчас живёт и работает в Волгограде), Жанну Олеговну Иванову. Они отличные профессионалы, к тому же не только учили школяров, но и щедро делились опытом, знаниями с молодыми специалистами. У них мы старались перенять самое лучшее.
– Елена Андреевна, Вы с таким воодушевлением рассказываете о своей работе, но современные педагоги сталкиваются со многими трудностями, бывает ли Вам как учителю за что-то обидно?
– Каверзный вопрос. По правде говоря, современное поколение родителей, часто начитавшись псевдопсихологов, сомнительных источников, по-своему толкует процесс воспитания, ожесточённо спорит с педагогами, создавая трудности при работе с детьми. Мы же понимаем, что дети копируют поведение родителей. Думаю, что всем педагогам хочется быть с родителями в одной команде, а не действовать, как лебедь, рак и щука.
Огорчает, что у педагогов невысокие зарплаты. Приходится брать большую нагрузку, что сказывается на здоровье педагога и качестве его работы.
– Получается, в профессии педагога больше плюсов или минусов?
– Разумеется, плюсов. Работа с детьми приносит огромное удовольствие. Вместе с ними мы решаем проблемы, которые на первый взгляд кажутся тупиковыми, открываем что-то новое. Сколько искренней радости приносят победы наших учеников в различных конкурсах. Мы вместе к ним готовимся, вместе устаём. Это такая приятная усталость!
Особую радость каждый учитель испытывает, когда слышит слова благодарности от девчонок и мальчишек, которым отдано столько сил, любви, энергии. Я с большим удовольствием перебираю открытки, нарисованные детьми на праздники, пересматриваю видео с их поздравлениями. Это даёт новый заряд энергии для работы.
– И последний вопрос: чтобы соответствовать званию профессионала, необходимо расширять свои горизонты – повышать квалификацию, получать новые знания. Вы находите время на самообразование, учёбу на курсах?
– Современный мир отличается особой стремительностью, и человеку необходимо всю жизнь учиться. А преподаватели должны учиться втрое больше. Осваивать онлайн платформы для дополнительных заданий, проходить психолого-педагогические курсы, чтобы знать, как развить критическое мышление у современных подростков, у которых преобладает клиповое мышление, отлично разбираться в новых критериях и нюансах по подготовке к ЕГЭ И ОГЭ. Поэтому учителям спать некогда (улыбается). А если серьёзно, только ответственный подход к выбранной профессии позволит удерживать высокую планку. Без лишней скромности могу сказать, что защитила высшую категорию и получила международный сертификат TKT Cambridge English.
– Спасибо за беседу! Пусть у Вас будет много талантливых учеников, которые добьются поставленных целей.