Увидеть талант  каждого

Выбор профессии для Елены Андреевны Харитоновой был предопределён окружением. Родители, именно они с детства служили для неё примером для подражания, потомственные педагоги: папа – завуч в Новоаннинском сельскохозяйственном колледже, мама – учительница начальных классов. Бабушка всю трудовую жизнь заведовала детским садом, тётя работает методистом, заведующей детским садом в Волгограде. Брат – мастер производственного обучения в Новоаннинском сельскохозяйственном колледже. Вполне закономерно, что Елена решила стать педагогом, она поступила в Михайловский профессионально­-педагогический колледж, затем получила высшее образование. С таким багажом теоретических знаний и большим желанием работать Елена Андреевна Харитонова пришла в среднюю школу № 7 города Михайловки. Вот уже 18 лет она преподаёт иностранный язык, коллеги считают Е.А. Харитонову отличным профессионалом, для школьников она стала любимым и уважаемым наставником. В преддверии профессионального праздника Дня учителя наш корреспондент встретился с Еленой Андреевной Харитоновой, это интервью мы предлагаем читателям нашей газеты.

 – Елена Андреевна, быть педагогом – это Ваше призвание?

– Да, я никогда не мечтала ни о каких других профессиях, не примеряла их на себя. В семье я росла в атмосфере  разговоров о школе, об учениках, слышала и о проб­лемах учительской работы, но это меня не пугало. Наша профессия предполагает и требует  безграничного терпения, внимания и любви к детям, умения зажечь в них искру любопытства, вдохновить на покорение высот. Именно этим  мне нравится работа учителя!

– Быть педагогом – огромная ответственность, осознание этого Вы чувствуете каждый день, каждый урок?

– Да, работа с детьми чрезвычайно ответственна. Моя задача – привить любовь к своему предмету, быть строгим, но справедливым преподавателем, наладить контакт со школьниками разных возрастов, их родителями. Педагоги  принимают самое непосредственное участие в формировании личности детей и подростков, растят будущее нашей страны, и очень важно воспитать достойное поколение. Я убеждена, что эта задача по силам увлечённым,  неравнодушным учителям, которые есть во всех школах. Каждый ребёнок обладает уникальными талантами и способностями, и очень важно увидеть их, дать толчок для дальнейшего их развития.

Считаю, что необходимо быть мудрым наставником для своих учеников и в то же время стать им старшим другом. По опыту клас­сного руководства могу сказать, что коллектив очень сближает проведение различных внеклассных мероприятий –  экскурсий, поездок в Волгоград,  посещение выставок, походы в парк, на природу.  Со своим классом стараюсь поддерживать связь и на каникулах.

– На кого из общепризнанных авторитетов Вы равняетесь, чей профессионализм стал для Вас примером для подражания?

– Есть столпы педагогики, чей опыт бесценен.  В вузе мы подробно знакомились с педагогическими системами Константина Ушинского, Антона Макаренко, Льва Выготского, Василия Сухомлинского и других. У каждого из них можно найти  интересные идеи, решение  каких-то педагогических проблем. Кроме классиков, на формирование меня как педагога оказали влияние старшие коллеги. Я с большой благодарностью вспоминаю учителей иностранного языка средней школы № 7 Ирину Алексеевну Луткову (она уже на заслуженном отдыхе), Елену Николаевну Неню, Ирину Дмитриевну Агупову (она сейчас живёт и работает в Волгограде), Жанну Олеговну Иванову. Они отличные профессионалы, к тому же не только учили школяров, но и щедро делились опытом, знаниями с молодыми специалистами. У них мы старались перенять самое лучшее.

– Елена Андреевна, Вы с таким воодушевлением рассказываете о своей работе, но  современные педагоги сталкиваются со многими трудностями,  бывает ли Вам как учителю за что-то обидно?

–  Каверзный вопрос. По правде говоря, современное поколение родителей, часто начитавшись псевдопсихологов, сомнительных источников, по-своему толкует процесс воспитания, ожесточённо спорит с педагогами, создавая трудности при работе с детьми. Мы же понимаем, что дети копируют поведение родителей. Думаю, что всем педагогам хочется быть с родителями в одной команде, а не действовать, как лебедь, рак и щука.

Огорчает, что у педагогов невысокие зарплаты. Приходится брать большую нагрузку, что сказывается на здоровье педагога и качестве его работы.

– Получается, в профессии  педагога больше плюсов или минусов?

– Разумеется, плюсов. Работа с детьми приносит огромное удовольствие. Вместе с ними мы решаем проблемы, которые на первый взгляд кажутся тупиковыми, открываем что-то новое. Сколько искренней радости приносят победы наших учеников в различных конкурсах. Мы вместе к ним готовимся, вместе устаём. Это такая приятная усталость!

Особую радость каждый учитель испытывает, когда слышит слова благодарности от девчонок и мальчишек, которым отдано столько сил, любви, энергии. Я с большим удовольствием перебираю открытки, нарисованные детьми на праздники, пересматриваю видео с  их поздравлениями. Это даёт новый заряд энергии для работы.

– И последний вопрос: чтобы соответствовать званию профессионала, необходимо расширять свои горизонты – повышать квалификацию, получать новые знания. Вы находите время на самообразование, учёбу на курсах?  

– Современный мир отличается особой стремительностью, и человеку необходимо всю жизнь учиться. А преподаватели должны учиться втрое больше. Осваивать онлайн платформы для дополнительных заданий, проходить психолого­-педагогические курсы, чтобы знать, как развить критическое мышление у современных подростков, у которых преобладает клиповое мышление, отлично разбираться в новых критериях и нюансах по подготовке к ЕГЭ И ОГЭ. Поэтому учителям спать некогда (улыбается). А если серьёзно, только ответственный подход к выбранной профессии позволит удерживать высокую планку. Без лишней скромности могу сказать, что защитила высшую категорию и получила международный сертификат TKT Cambridge English.

– Спасибо за беседу! Пусть у Вас будет много талантливых учеников, которые добьются поставленных целей.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх