Полвека в учительском строю

Профессия учителя – одна из самых важных, достойных и благородных. Она требует огромного труда и самоотдачи, терпения и доброты. Каждый новый день преподносит учителю свои задачи, ставит новые цели, требуя от педагога нетривиального подхода к их решению. В эту профессию надо приходить по призванию.
Нашу землячку, отличника просвещения Галину Герасимовну Кабину хорошо знают в педагогическом сообществе нашего города. Добрыми словами вспоминают её ученики и их родители. Сегодня, в День учителя, наш рассказ о ней.

Галина уже в раннем детстве решила стать учителем. В первые послевоенные годы она основала свою «школу». Собирала соседских мальчишек и девчонок, писали буквы, учились счёту. Игра игрой, но всё было серьёзно, шалостей Галя никому не позволяла.
В сентябре 1947 года Галина стала первоклассницей. Она и сегодня с теплотой рассказывает о своей первой учительнице Варваре Григорьевне, которая была профессионалом в своём деле, добра к детям и никогда не повышала на них голос.
– Училась я с удовольствием, – рассказывает Г. Г. Кабина. – В Михайловском педагогическом училище в то время готовили учителей, в том числе для сельских малокомплектных школ. Поэтому в одном кабинете проводились уроки для разных классов. Достаточно часто у нас вели занятия студенты. Им предстояло работать в сложнейших условиях: вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности, по учебным программам разных классов. А своё мастерство они оттачивали на нас. Ребята в то время учились в педучилище серьёзные. Стремились постичь все нюансы профессии учителя, которая была очень престижна. Три года Галина Герасимовна училась в школе № 2, учреждение в то время было семилеткой, а затем перешла в СШ № 1.
– Директор СШ № 1 Александр Семёнович Карпов, который, к слову, вёл русский язык, подтвердил мои задатки педагога. С ним была согласна и мой классный руководитель Клавдия Алексеевна Тюрина. Школу я окончила хорошо, помимо русского языка и литературы, мне нравились рисование и черчение. Увлекалась спортом. На уроках труда освоила автодело, научилась водить грузовик ГАЗ-51. После окончания школы подала документы в Волгоградский педагогический институт. Конкурс был очень большой, и для зачисления мне не хватило одного балла.
Галина Герасимовна стала работать истопником в парикмахерской, но с мечтой стать учителем не рассталась.
В 1960 году в Михайловском педучилище открыли набор студентов на отделение учителей начальных классов на базе среднего образования. Для Галины Герасимовны это стало счастливым билетом.
– Я благодарна коллективу педагогического училища. В этом учебном заведении я получила максимальный набор профессиональных компетенций. До сих пор помню уроки русского языка и литературы, которые вела Сталина Николаевна Деменко – талантливый педагог, наставник молодёжи. Свою любовь к русскому языку и литературе она стремилась передать своим воспитанникам. В педагогическом училище она руководила драматическим и танцевальным кружками, вела уроки ритмической гимнастики, ставила пьесы. Николай Андреевич Маяцков работал в Михайловском педагогическом училище заведующим педагогической практикой. Большое внимание он уделял подготовке студентов к работе в малокомплектной школе. Под руководством Николая Андреевича участники творческого кружка выпускали литературную стенгазету «Истоки».
После распределения Галина Герасимовна пришла работать в Себровскую восьмилетнюю школу.
– Это было 15 августа, – продолжает рассказ Г. Г. Кабина. – Осмотрев школу, подумала: «Куда я попала?» В то время учебное заведение располагалось в двух зданиях бывшей усадьбы помещика Михаила Себрякова – господском доме и помещении прислуги. Школа отапливалась дровами, кабинетной системы не было. Кто мог знать, что это учебное заведение станет родным и любимым? В этой школе я трудилась 32 года.
Директор Себровской восьмилетки Алексей Григорьевич Орехов встретил молодого специалиста хорошо, дал достойную нагрузку. Галина Герасимовна работала вожатой, вела уроки рисования, черчения и физической культуры, а на второй учебный год – и истории.
Встал вопрос о получении высшего образования. Г. Г. Кабина решила не штурмовать вновь Волгоградский пединститут, а поехала в Борисоглебск и поступила в вуз, а в 1970 году его успешно окончила. С 1968 года, обучаясь на старших курсах, Галина Герасимовна уже вела в школе русский язык и литературу.
Г. Г. Кабину отличали неуёмная энергия и стремление доводить всё до идеала. На протяжении всех лет работы в школе она строила свои отношения с детьми на доверии, уважении, требовательности и справедливости. Пользовалась заслуженным авторитетом в коллективе.
Ученики Галины Герасимовны Кабиной вспоминают:
«На уроках Галины Герасимовны создавалась такая атмосфера, что даже самые непослушные не шумели, а внимательно слушали. Каждое сказанное ею слово было пропитано любовью к своему предмету».
«Если кто-то не понял с первого раза, она объясняла более доступно и понятно. Если кто-то напроказничает, она никогда не ругалась. Но зато была способна спокойным тоном объяснить так, что ты был готов провалиться сквозь землю со стыда».
«Она никогда никому не отказывает в своём внимании. К ней всегда можно было подойти со своими проблемами или, наоборот, поделиться радостью».
Несколько десятков выпускников Г. Г. Кабиной до сих пор продолжают с ней общаться.
– О Розе Семёновне Ореховой,
Евдокии Андреевне Кудряшовой,
Людмиле Михайловне Колбасенко, Любови Николаевне Лахновой, других учителях Себровской школы, их профессионализме, преданности своему делу можно говорить часами, – отмечает Галина Герасимовна Кабина. – Работали они с полной отдачей.
Г. Г. Кабина и сама трудилась, не жалея ни сил, ни времени. Нагрузка выросла, когда её избрали секретарём комсомольской организации. А это трудовые десанты, культурно-массовые мероприятия, работа с неблагополучными подростками и многое-многое другое. С учётом того, что Галина Герасимовна жила в Михайловке, свой день она начинала рано, а завершала достаточно поздно. Работа учителя для Г. Г. Кабиной стала образом жизни.
– Отрадно видеть, как на твоих глазах благодаря стараниям из малыша-первоклассника вырастает образованный, уверенный в себе человек. Ради этого стоит жить и работать. А каждый выпуск – это расставание с частицей самой себя, переживание за судьбы ставших родными ребят, – признаётся Галина Герасимовна Кабина. – Во время очередного отпуска я не могла дождаться 1 сентября, чтобы встретиться с коллегами и своими воспитанниками.
В Себровской школе Г. Г. Кабина восемь лет работала завучем, а с 1990 по 1992 год – директором. Годы, когда Галина Герасимовна возглавляла коллектив учебного заведения, стали очередным её испытанием на прочность: выдержала, справилась.
– Я думаю, что это стало возможно благодаря отличным генам, унаследованным от моих предков, уроженцев нашего казачьего края, – отмечает Галина Герасимовна Кабина. – Родители – Анна Тихоновна и Герасим Антонович – росли в крепких многодетных семьях хутора Орлы и станицы Сергиевской.
Свою педагогическую деятельность Г. Г. Кабина продолжила в Михайловской школе-интернате. Признаётся, что в первый год было достаточно сложно. Дело в специфике ведения урока с особенными детьми. Затем всё стало на свои места. На её показательные уроки, становившиеся мастер-классами, приходили многочисленные коллеги.
В 2016 году Галина Герасимовна Кабина – учитель, который стал опорой сотням и сотням учеников, помощником в воспитании детей их родителям, наставником молодым специалистам, генератором идей в коллективе, завершила педагогическую карьеру. При этом Галина Герасимовна не осталась не у дел. Она и сегодня помогает михайловским школярам разбираться со сложными темами русского языка и литературы, которые являются одними из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы.
– Я не могу представить момент, когда рядом со мной не будет детей, – призналась Г. Г. Кабина. – Несмотря на возраст, буду работать с ними. Я чувствую, что нужна.
Своим коллегам Галина Герасимовна напомнила, что ученики многое могут простить учителю, кроме несправедливого отношения к себе и плохого знания своего дела.

Александр Денисов.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх