«Золотой стандарт» образования: какие перемены ждут российские школы и вузы – ПРИЗЫВ

«Золотой стандарт» образования: какие перемены ждут российские школы и вузы

В нашей стране в 2023 году отмечают 200-летие со дня рождения основоположника отечественной научной педагогики, писателя Константина Ушинского. Эта дата совпадает с объявленным Президентом РФ Владимиром Путиным Годом педагога и наставника. Как подчеркнул глава государства, суверенная система образования – очень важная и базовая вещь, и развивать ее будут на всех уровнях – от школы до колледжей и вузов. Добиться эффективного результата помогут, в том числе, передовые технологии и сохранившиеся традиции отечественной педагогики.

Объясняем, какие изменения ожидают российские учебные заведения и зачем нужна система наставничества.

Возвращаясь к истокам

Национальная система образования всегда отличалась воспитательным аспектом, поэтому преподаватель воспринимался учениками в качестве наставника, во многом определяющего будущий жизненный путь своего подопечного.

«Такой уникальный подход давал молодым людям не только конкурентоспособность и широчайший кругозор, но и soft skills (гибкие навыки – прим. ред.). О необходимости их развития сейчас часто говорят. Например, умение грамотно дискутировать, работать в команде, быть хорошим организатором. Все это – навыки, формирующиеся в школе, под чутким руководством учителей, любящих свою работу», – пояснила нашему порталу заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Елена Истягина-Елисеева.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов предупреждает, что взаимодействие наставника и подопечного не должно носить формальный характер. По его мнению, для достижения эффективной коммуникации между учеником и педагогом, требуется желание обеих сторон. Однако в этом вопросе не всегда получается достигнуть консенсуса, ведь для этого воспитанник должен хотеть стать профессионалом в будущем, а преподаватель – обучить его всем актуальным навыкам.

«Прежде всего, нужно активно заниматься воспитанием детей в среднеобразовательных школах и закладывать в ребятах общечеловеческие ценности. Конечно, уделять внимание подобным вопросам чрезвычайно важно, но не следует перекладывать ответственность за конечный результат исключительно на образовательные учреждения. Я бы предложил вести комплексную работу по данному направлению, в том числе, в медийном пространстве, интернете», – подчеркнул он.

Владимир Путин в своем традиционном послании к Федеральному собранию, прошедшем 21 февраля 2023 года, предложил вернуться к традиционной для нашей страны системе высшего образования. Он отметил, что России для достижения технологического и экономического суверенитета требуются хорошо подготовленные специалисты. Как пояснил глава государства, вузы имеют право предлагать разные программы. Если при прохождении учебной программы нужно освоить узкую специализацию, то студент может подать документы в магистратуру или ординатуру. Аспирантуру же президент рекомендовал выделить в отдельную ступень.

Казус системы

О перспективах отмены Болонской системы, в основе которой лежит двухуровневая подготовка кадров (бакалавриат и магистратура), высказывается множество экспертов.

«Вообще, понятие «бакалавр» и «магистр» появилось в 1992 году в законе «Об образовании РФ». Уже тогда некоторые учебные заведения использовали программы четырехлетнего бакалавриата и двухлетней магистратуры. Но к этому подходили очень разумно, в частности, связывались с работодателями и совместно обсуждали, с какой квалификацией выпускник им нужен», – прокомментировал Болотов.

По его словам, надо сохранить подобный метод получения высшего образования. Он поможет многим начинающим специалистам развиваться интеллектуально и получить в вузе высокий уровень знаний. Тем не менее, систему бакалавриата и магистратуры желательно сделать более гибкой.

«Например, по каким-то специальностям бакалавры должны обучаться четыре года, а по другим – пять лет. На мой взгляд, реформа образования не должна сводится к тому, что понятие «бакалавриат» просто заменят на «специалитет», и больше никаких перемен не будет. Без конкурентоспособного высшего образования невозможно стать страной с передовыми технологиями и развитой экономикой, а также добиться полного суверенитета», – уточнил научный сотрудник НИУ ВШЭ.

В свою очередь, для Елены Истягиной-Елисеевой образовательный суверенитет – это единство языкового, идеологического пространства и базовой составляющей учебников. Современная общеобразовательная и высшая школа обладает не только весомым количеством онлайн и офлайн инструментов, но и различными методиками, позволяющими сделать процесс образования творческим и интересным.

«Чтобы добиться суверенитета в этой отрасли, важно, имея благодатную почву проверенной системы Советского Союза, пробовать другие возможности, быть гибким и создавать что-то новое. Я уверена, в современной России должны формироваться уникальные подходы к образованию с упором, конечно, на богатый исторический опыт», – сказала она.

Когда педагог – друг и наставник

Опрошенные редакцией эксперты сошлись во мнении, что одна из главных государственных задач на сегодняшний день – быстрая интеграция ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в единое научно-образовательное пространство России. 

Как отмечает Истягина-Елисеева, не следует также упускать из виду дополнительные возможности, которыми могут воспользоваться ребята, проживающие на новых территориях. Лучшие отечественные наставники могут заняться развитием их спортивных, музыкальных, художественных талантов.

«Этот вопрос нужно решить властям и профессионалам своей отрасли прямо сейчас. Учащимся в новых субъектах РФ необходимо прививать и транслировать ценности, объединяющие наших граждан», – убеждена собеседница портала.

Помимо этого, правительство России регулярно принимает комплексные меры для совершенствования системы среднего профессионального образования (СПО). Так, в сентябре 2022 года был запущен новый федеральный проект для колледжей и техникумов под названием «Профессионалитет». Теперь выпускники 9-х и 11-х классов могут получить востребованную рабочую специальность в сжатые сроки, оттачивая свои навыки в современных аудиториях и мастерских.

Говоря о нововведении, Виктор Болотов указал на то, что в новых реалиях все больше школьников после 9-го класса идут учиться не в старшую школу, а в колледжи. Согласно опросам, многие хотят получить востребованную специальность и финансовую самостоятельность уже через два-три года обучения. По его мнению, именно поэтому программа «Профессионалитет» крайне востребована среди молодых ребят.

Анонсируя Год педагога и наставника, Владимир Путин поставил задачу по всей стране наращивать потенциал профильных вузов. Кроме того, запланированные мероприятия призваны поддержать учителей на всех уровнях и показать важность этой профессии.

«Готовить педагогов без полноценной практики в образовательных учреждениях – малоэффективно. У нас есть примеры известных профильных вузов в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде и других крупных городах. Весь процесс обучения там построен на плотном взаимодействии со школами, благодаря чему они выпускают отличных специалистов», – резюмировал Болотов. 

«Современная школа как общеобразовательная, так и высшая стоит перед многими вызовами. Школьники и студенты подвергаются колоссальному потоку информации, который подчас не могут «переварить». Безусловно, им нужен некий ориентир, то есть наставник, на мнение которого они могли бы опереться», – заключила Елена Истягина-Елисеева.

Она добавила, что таких отношений между учителем и подопечным можно добиться, если авторитет преподавателя будет безоговорочным. Эксперт привела в качестве примера аналогию со спортивным тренером, в работу которого никто не имеет права вмешиваться.

Михаил Терещенко/ТАСС

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх