В рамках работы по подготовке специалистов востребованных в агропромышленном комплексе профессий и формированию кадрового потенциала в Волгоградской области разработан межведомственный план до 2030 года.
Основные его направления касаются профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций на получение аграрного образования, расширения практики целевого обучения, организации практической подготовки на предприятиях АП и подготовки высококвалифицированных специалистов в области АПК региона, содействия в трудоустройстве и закреплении специалистов и квалифицированных рабочих на предприятиях отрасли, организации системы непрерывного аграрного образования.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках плана рекомендовано обратить особое внимание на целевое обучение и подготовку квалифицированных кадров по наиболее востребованным специальностям, что позволит снизить кадровую напряжённость, а также на практическую подготовку на основе глубокого изучения работы предприятия и закрепление предприятий-шефов за школами и профессиональными образовательными организациями.
Реализация кадровой стратегии АПК – одна из наиболее актуальных задач текущего времени. Формирование качественной кадровой стратегии в отрасли сельского хозяйства является одним из ключевых вопросов повышения эффективности и роли АПК в обеспечении продовольственной безопасности региона и нашей страны в целом, а также в социально-экономическом развитии нашего региона.
В настоящее время агропромышленный комплекс Волгоградской области решает очень серьёзные и масштабные задачи, реализует целый ряд перспективных, в том числе инновационных проектов развития, основанных на использовании самой современной техники, технологий и цифровых решений. В этой связи от органов власти всех уровней и профессионального сообщества требуется по-настоящему системный, грамотный, вдумчивый подход к формированию и управлению кадровым потенциалом в АПК.
Отдельное внимание в межведомственном плане обращено на совершенствование системы подготовки кадров, переобучение и мотивацию работников агропромышленного комплекса, работа в котором чаще всего связана с тяжёлым физическим трудом и значительными сезонными колебаниями нагрузки. Для решения этих задач для работников отрасли создаются комфортные условия труда и предлагаются конкурентные социальные гарантии. В широком понимании речь идёт об активизации усилий в работе по созданию качественных, достойных условий жизни в сельской местности.
В регионе есть хороший опыт – это профильные аграрные классы, современные мастерские в колледжах и техникумах, кластер по направлению «Сельское хозяйство» по программе «Профессионалитет», научно-образовательный консорциум вокруг Волгоградского государственного аграрного университета, лицей-интернат «АгроЛидер» и многое другое.
Коллектив Отрадненской школы нашего округа начал сотрудничать с лицеем-интернатом «АгроЛидер» в прошлом году. Его целью стала реализация в сетевой форме дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АгроТраекториЯ».
– Учащиеся восьмого класса нашей школы с удовольствием занимались по направлению «Флористика и фитодизайн с элементами декоративно-прикладного творчества», – рассказывает учитель Лариса Викторовна Абросимова. – По завершении обучения ребята получили сертификаты от Волгоградского аграрного университета. В этом году сотрудничество с лицеем-интернатом «АгроЛидер» продолжается, но уже в рамках создания агроклассов.
Агротехнологические классы становятся важной частью системы подготовки будущих кадров для российского АПК. Подростки получают не только знания в аграрной сфере, но и практические навыки работы на предприятиях. По национальному проекту «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» бизнес может частично компенсировать расходы на создание агротехклассов, что способствует развитию компетенций и привлекает молодёжь в отрасль.
Одна из ключевых целей нацпроекта – на 95% обеспечить отрасль квалифицированными кадрами к 2030 году. Именно для этого в школах создаются агротехнологические классы с углублённым изучением профильных дисциплин.
Ранее в нашем регионе было создано 68 агроклассов. Они показали свою востребованность и эффективность, дали возможность школьникам познакомиться с основами сельскохозяйственной отрасли и сделать осознанный выбор будущей профессии, качественно подготовиться к поступлению в аграрный колледж или университет.
В сентябре 2025 года в России открыли свои двери 585 классов с агротехнологическим профилем, в Волгоградской области – 70.
Напомним. В Волгоградском аграрном университете были подписаны соглашения о сотрудничестве между школами, вузом и работодателями.
– Формирование и реализация качественной кадровой стратегии в отрасли сельского хозяйства является одним из ключевых вопросов обеспечения устойчивого и динамичного развития, повышения эффективности агропромышленного комплекса Волгоградской области, – отметил в приветственном слове во время выступления на этом мероприятии заместитель губернатора Волгоградской области Василий Иванов. – Готовить кадры помогает национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». Теперь узнать о профессиях в сфере сельского хозяйства и проникнуться к ним интересом смогут без малого две тысячи школьников Волгоградской области. После школы они смогут продолжить обучение в профильном вузе или колледже – освоить профессии инженера, агронома, ветеринара или зоотехника.
В этом году в нашем округе открыто семь агроклассов. Сегодня они работают на базе городской СШ № 2, Арчединской, Безымянской, Карагичевской, Реконструкторской, Отрадненской и Арчединской школ.
Напомним. Задачу по созданию современных условий и дополнительных возможностей, позволяющих молодёжи реализовать свой потенциал, тесному взаимодействию средней и высшей школы поставил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
– Я считаю, что создание профильных классов – дело нужное и важное, – отмечает директор Отрадненской СШ Анжелика Сергеевна Онищенко. – Оно даёт возможность школьникам получить знания об основах работы агропромышленного комплекса, сделать осознанный выбор своей будущей профессии. В этом году учащиеся двух седьмых классов нашей школы занимаются по дополнительным общеобразовательным программам «Профессия будущего».
– Для обучения мой класс выбрал эколого-биологический трек, – рассказывает учитель Отрадненской школы Марина Александровна Калинина. – Сейчас мы знакомимся с профессиями АПК, повторяем темы о биологических процессах. В следующем учебном году будем углублённо изучать биологию и химию.
Учащаяся Отрадненской СШ Вероника Лапина хорошо осваивает школьную программу. Она любит гуманитарные предметы, стремится к новым знаниям, читает дополнительную литературу. Вероника с большим удовольствием занимается по программе агрокласса: «Занятия проходят на образовательной платформе лицея «АгроЛидер». Используя свои логины и пароли, мы заходим на платформу: смотрим обучающие видео и презентации, выполняем тесты и задания. Всё очень интересно. В ближайшее время мы начнём выполнять различные проекты».
Лариса Викторовна Абросимова в этом году у параллельного седьмого класса школы ведёт занятия по техническому треку (математика, информатика, инженерия). Она отмечает, что программы дополнительного образования в этом формате дают великолепную возможность в деле ранней профориентации.
Учащаяся 7а класса, отличница Василина Саможеева эмоционально и восторженно рассказывает об агроклассе, занятиях, которые проводит Л.В. Абросимова.
– Мы уже много узнали о технологии выращивания сельскохозяйственных растений, цветочных и декоративных культур, – рассказывает Василина. – Принимали участие в озеленении территории учебного заведения, ухаживали за растениями на «своей» клумбе. Занимаемся модульным программированием, выполняем первые задания.
Василина Саможеева с удовольствием работает на приусадебном участке своих родителей, где растут плодовые культуры, овощи и цветы. В агроклассе она проходит обучение с неподдельным интересом.
Отметим, что учащиеся Отрадненской школы приняли участие в написании Всероссийского агродиктанта, ответили на 30 увлекательных вопросов.
Не так давно ребята узнали, что на территории, прилегающей к их учебному заведению, планируется установка теплицы. У учащихся агроклассов будет возможность наблюдать рост растений от семени до образования плодов.
При создании агроклассов был сделан акцент на важность максимального вовлечения в проработку и реализацию отраслевой кадровой стратегии в АПК самих работодателей, тех, кто, прежде всего, заинтересован в высоком профессионализме и стабильности кадрового состава отрасли.
– Нашей школой подписано соглашение о сотрудничестве с крестьянско-фермерским хозяйством (КФХ), которое возглавляет Александр Сергеевич Дронов, – рассказывает директор школы Анжелика Сергеевна Онищенко. – Начиная с весны следующего года, мы запланировали ряд обзорных поездок на поля этого фермерского хозяйства, чтобы познакомить ребят с основными работами аграриев.
А учащимся агроклассов, которые в этом году открыты на базе СШ № 2 и Безымянской СШ, уже удалось побывать в КФХ, где руководит Валерий Степанович Клупов.
В последний день сева озимой пшеницы корреспонденты «Призыва» приехали в сельхозпредприятие вместе с михайловскими школьниками.
Отмечу, что, несмотря на занятость, глава КФХ В.С. Клупов не жалел времени на общение с ребятами. Он встретил их на производственной базе сельхозпредприятия. Подробно рассказал об истории создания КФХ, его сегодняшнем дне, выращиваемых культурах, машинно-тракторном парке хозяйства.
– Сельскохозяйственная отрасль уже сегодня испытывает дефицит кадров, при этом в аграрном секторе АПК нужны грамотные специалисты, которые способны работать на современной, достаточно сложной технике, – сделал акцент при разговоре со школьниками Валерий Степанович Клупов. – Работа на селе имеет свою специфику, в том числе сезонность. Это дело, как и другие направления деятельности, надо любить. Тогда всё будет получаться.
Успешный аграрий В.С. Клупов ответил на многочисленные вопросы учащихся, а затем пригласил ребят в поле, где шёл сев озимой пшеницы под урожай 2026 года.
Следует отметить, что михайловские ребята до проведения экскурсии практически ничего не знали о том, как растёт пшеница, которая впоследствии станет ароматным хлебом.
Учащихся агрокласса познакомили со всеми элементами технологии возделывания озимой пшеницы. Они осмотрели всходы этой сельскохозяйственной культуры, семена которой были заделаны в почву ранее, познакомились с устройством посевных комплексов, заглянули в кабины мощных тракторов.
Добавим. Система подготовки кадров в нашем регионе сегодня активно развивается, меняются подходы к образовательной деятельности, модернизируется инфраструктура учебных заведений. Всё это делается для того, чтобы учащиеся и студенты могли изучать новые технологии, получать актуальные знания и навыки. По словам вицепремьера Правительства РФ Дмитрия Патрушева, к 2030му году в России планируют открыть не менее 18 тысяч агротехнических классов. Стартовала комплексная модернизация инфраструктуры высших аграрных учебных заведений. С 2026го года начнётся реализация программы «Агропрофессионалитет» для развития отраслевых колледжей.




Александр Буров.